В стране геометрических фигур |
Математика детям | |||
Автор: Таланкина Александра Николаевна | |||
04.01.2024 20:58 | |||
В стране геометрических фигур Основная образовательная цель: сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы) Новое знание = детское «открытие»: чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторонКакие понятия, способы действия необходимо актуализировать: повторить названия объемных геометрических фигур; повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер); тренировать умение понимать и использовать символы, актуализировать представления о таблице Причина затруднения: не знаем, как по одной стороне определить объемную фигуру
Цель деятельности по преодолению затруднения: узнать, как определить объемную фигуру (например, по ее изображению). ЦЕЛЬ: 1) сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы); 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; 3) повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы; 4) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице; 5) тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ Демонстрационный:
Раздаточный:
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать готовность оказывать помощь другим. Воспитатель собирает детей вокруг себя. -Дети, я знаю, что вы много путешествуете со своими родителями. В каких странах вы уже побывали? (Турция, Египет, Болгария, Греция) Но я точно знаю, что вы не были в одной стране. Это необычная Страна геометрических фигур. А сегодня я получила письмо от жителей этой страны. Вот, что они пишут: «Дорогие ребята! В нашей стране произошло чрезвычайное происшествие: сильный ураган разрушил дома, унес документы жителей и мы просим вас о помощи». – Ну как? Вы готовы оказать помощь, расселить жителей по новым домам? (Да) 2. Актуализация знаний. 2. 1. Игра «Найди медальон» Дидактические задачи:
– В страну геометрических фигур можно попасть с помощью волшебных медальонов, которые вы найдете согласно карточке с символами, обозначающие свойства фигуры. На одном столе лежат карточки с символами, на другом медальоны с изображением геометрических фигур. Дети по карточке находят себе медальон, одевают его. Воспитатель проверяет правильность выбора, уточняет, почему ребенок выбрал именно этот медальон. – Ребята, давайте встанем в круг и произнесем заклинание: «Один, два, три – в страну волшебную лети!» Дети произносят слова, звучит «космическая» музыка. – Вот мы в стране геометрических фигур. 2. 2 Игра «Засели жильцов» Дидактические задачи:
– Дети, ураган разрушил дома геометрических фигур, давайте их заселим в новые квартиры. – Как называются дома в стране геометрических фигур? (Таблицы) – Давайте вспомним, как называются этаж? (Строка) Верно, строка (первая, вторая). – Как называется подъезд? (Столбик) Правильно, столбик (первый, второй, третий? – Какие фигуры будут жить на первой, второй строке? (маленькие, большие) – В каком столбце расположены квадраты, круги, треугольники, прямоугольники? (в первом, втором, третьем, четвертом) Дети садятся за столы и самостоятельно раскладывают фигуры. 3. Затруднение в игровой ситуации. 3. 1 Игра «Фотографы» Дидактические задачи:
Воспитатель собирает детей около себя детей. – Ребята, вы заселили одни геометрические фигуры в квартиры. А вот у других фигур пропали документы – паспорта. Необходимо их восстановить. В паспорте всегда есть фотография. Поможете фигурам сфотографироваться? Дети берут детские фотоаппараты и «фотографируют» объемные фигуры, стоящие на столе (куб, конус, цилиндр, призма) Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые). Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и просит подобрать фотографию каждой фигуре. Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и призмы. – Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли) – Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам) - А что мы можем сделать, чтобы помочь фигурам? Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит их к тому, что необходимо сфотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась. 4. Открытие нового знания. Дидактические задачи:
-Как нужно сфотографировать фигуры, чтобы видны были их отличия? Выслушиваются все предположения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии. – Чем отличаются цилиндр и призмы? В завершении обсуждения делается вывод: чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон. Воспитатель показывает детям цилиндр. – Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает торец с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга) Затем воспитатель показывает детям рисунок паспорт цилиндра – и говорит, что это фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это – паспорт цилиндра. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары: один фотографирует стороны фигуры, второй её поворачивает, потом меняются местами. Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии-паспорта фигур. 5. Включение нового знания в систему знаний. 5. 1Игра «Найди паспорт» Дидактические задачи:
Воспитатель предлагает детям вручить паспорта всем жителям страны геометрических фигур. Дети берут паспорта и находят соответствующую фигуру (куб, цилиндр, призму, конус) из объемного конструктора, объясняют свой выбор. 5. 2 Игра «Не ошибись» Дидактические задачи:
Воспитатель кладет на ковер 2 обруча разного цвета (например красный и желтый). На столе лежат разные по объему, цвету, размеру геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям взять одну любую фигуру и объясняет правила игры. – Дети вы будете танцевать под музыку. Как только музыка прекращает играть, вы занимаете место в обручах. Каким фигурам, куда стать я буду говорить, будьте внимательны. Дети начинают произвольно двигаться. – Большие фигуры в красный обруч, маленькие в желтый (синие-зеленые, плоскостные- объемные) 6. Итог занятия. Дидактические задачи:
Воспитатель собирает детей около себя. – Где вы сегодня побывали? – Чем вы смогли помочь фигурам? (мы расселили плоскостные фигуры по новым квартирам и сделать новые паспорта объемным фигурам) – Почему вы смогли помочь фигурам? (чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон). Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня помогли жителям страны геометрических фигур заселиться в новые квартиры, узнали, чем отличаются объемные фигуры от плоскостных, восстановили паспорта, построили дома, – Дети, я дарю вам волшебные медальоны, которые вас всегдамогут перенести в страну геометрических фигур. А теперь нам пора возвращаться назад. Дети образуют круг и говорят слова «Один, два, три – Лети!»
|