Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В стране геометрических фигур
Математика детям
Автор: Таланкина Александра Николаевна   
04.01.2024 20:58

В стране геометрических фигурВ стране геометрических фигур

Основная образовательная цель: сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы) Новое знание = детское «открытие»: чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторонКакие понятия, способы действия необходимо актуализировать: повторить названия объемных геометрических фигур; повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер); тренировать умение понимать и использовать символы, актуализировать представления о таблице

Причина затруднения: не знаем, как по одной стороне определить объемную фигуру

 

Цель деятельности по преодолению затруднения: узнать, как определить объемную фигуру (например, по ее изображению).

ЦЕЛЬ: 1) сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы); 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; 3) повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы; 4) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице; 5) тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

  • Карточки с изображением символов;
  • Образец – таблица;
  • Паспорта объемных геометрических фигур;
  • Геометрические плоскостные фигуры, тела, модули;
  • Детские фотоаппараты, 2 обруча

Раздаточный:

  • таблицы;
  • геометрические фигуры;
  • карточки-паспорта объемных геометрических фигур.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать готовность оказывать помощь другим.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

-Дети, я знаю, что вы много путешествуете со своими родителями. В каких странах вы уже побывали? (Турция, Египет, Болгария, Греция) Но я точно знаю, что вы не были в одной стране. Это необычная Страна геометрических фигур. А сегодня я получила письмо от жителей этой страны. Вот, что они пишут: «Дорогие ребята! В нашей стране произошло чрезвычайное происшествие: сильный ураган разрушил дома, унес документы жителей и мы просим вас о помощи».

– Ну как? Вы готовы оказать помощь, расселить жителей по новым домам? (Да)

2. Актуализация знаний.

2. 1. Игра «Найди медальон»

Дидактические задачи:

  • повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память.

– В страну геометрических фигур можно попасть с помощью волшебных медальонов, которые вы найдете согласно карточке с символами, обозначающие свойства фигуры.

На одном столе лежат карточки с символами, на другом медальоны с изображением геометрических фигур. Дети по карточке находят себе медальон, одевают его. Воспитатель проверяет правильность выбора, уточняет, почему ребенок выбрал именно этот медальон.

– Ребята, давайте встанем в круг и произнесем заклинание: «Один, два, три – в страну волшебную лети!»

Дети произносят слова, звучит «космическая» музыка.

– Вот мы в стране геометрических фигур.

2. 2 Игра «Засели жильцов»

Дидактические задачи:

  • актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.

– Дети, ураган разрушил дома геометрических фигур, давайте их заселим в новые квартиры.

– Как называются дома в стране геометрических фигур? (Таблицы)

– Давайте вспомним, как называются этаж? (Строка) Верно, строка (первая, вторая).

– Как называется подъезд? (Столбик) Правильно, столбик (первый, второй, третий?

– Какие фигуры будут жить на первой, второй строке? (маленькие, большие)

– В каком столбце расположены квадраты, круги, треугольники, прямоугольники? (в первом, втором, третьем, четвертом)

Дети садятся за столы и самостоятельно раскладывают фигуры.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3. 1 Игра «Фотографы»

Дидактические задачи:

  • создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об особенностях объемных геометрических фигур;
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.

Воспитатель собирает детей около себя детей.

– Ребята, вы заселили одни геометрические фигуры в квартиры. А вот у других фигур пропали документы – паспорта. Необходимо их восстановить. В паспорте всегда есть фотография. Поможете фигурам сфотографироваться?

Дети берут детские фотоаппараты и «фотографируют» объемные фигуры, стоящие на столе (куб, конус, цилиндр, призма)

Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые).

Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и просит подобрать фотографию каждой фигуре. Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и призмы.

– Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли)

– Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам)

- А что мы можем сделать, чтобы помочь фигурам?

Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит их к тому, что необходимо сфотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  • сформировать опыт определения объемной фигуры, чтобы точно определить объемную фигуру надо рассмотреть её со всех сторон;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  • тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

-Как нужно сфотографировать фигуры, чтобы видны были их отличия?

Выслушиваются все предположения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.

– Чем отличаются цилиндр и призмы?

В завершении обсуждения делается вывод: чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон.

Воспитатель показывает детям цилиндр.

– Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает торец с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга)

Затем воспитатель показывает детям рисунок паспорт цилиндра – и говорит, что это фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это – паспорт цилиндра.

Воспитатель предлагает детям разбиться на пары: один фотографирует стороны фигуры, второй её поворачивает, потом меняются местами. Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии-паспорта фигур.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5. 1Игра «Найди паспорт»

Дидактические задачи:

  • закрепить представления обобъемных геометрических фигур, умение соотносить плоские геометрические фигуры с объемными телами;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель предлагает детям вручить паспорта всем жителям страны геометрических фигур.

Дети берут паспорта и находят соответствующую фигуру (куб, цилиндр, призму, конус) из объемного конструктора, объясняют свой выбор.

5. 2 Игра «Не ошибись»

Дидактические задачи:

  • организовать активный отдых детей;
  • закрепить классификацию геометрических фигур по цвету, форме, размеру;
  • развивать ориентировку в пространстве.

Воспитатель кладет на ковер 2 обруча разного цвета (например красный и желтый). На столе лежат разные по объему, цвету, размеру геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям взять одну любую фигуру и объясняет правила игры.

– Дети вы будете танцевать под музыку. Как только музыка прекращает играть, вы занимаете место в обручах. Каким фигурам, куда стать я буду говорить, будьте внимательны.

Дети начинают произвольно двигаться.

– Большие фигуры в красный обруч, маленькие в желтый (синие-зеленые, плоскостные- объемные)

6. Итог занятия.

Дидактические задачи:

  • провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Где вы сегодня побывали?

– Чем вы смогли помочь фигурам? (мы расселили плоскостные фигуры по новым квартирам и сделать новые паспорта объемным фигурам)

– Почему вы смогли помочь фигурам? (чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон).

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня помогли жителям страны геометрических фигур заселиться в новые квартиры, узнали, чем отличаются объемные фигуры от плоскостных, восстановили паспорта, построили дома,

– Дети, я дарю вам волшебные медальоны, которые вас всегдамогут перенести в страну геометрических фигур. А теперь нам пора возвращаться назад.

Дети образуют круг и говорят слова «Один, два, три – Лети!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год