Нетрадиционные формы Формирования Элементарных Математических Представлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста |
Математика детям | |||
Автор: Каштанова Екатерина Александровна | |||
29.12.2023 10:23 | |||
Нетрадиционные формы Формирования Элементарных Математических Представлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последнее время возникла тенденция использовать школьные формы и методы обучения детей на занятиях в дошкольном учреждении, такие занятия не соответствуют возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. В настоящее время для реализации программ по ФЭМП существуют разнообразные подходы. Одним из самых сложных знаний, умений и навыков, включённых в содержание общественного опыта, которым овладевает подрастающие поколения, является математические. Они носят отвлечённый характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребёнок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но всё же математического решения. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети решают возникшие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важнейших направлений работы дошкольных учреждений. Для дошкольного возраста, согласно общему мнению, ведущей деятельностью является игра.
Игра позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Взрослые должны создавать широкие возможности для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (о форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространстве). Математические представления в дошкольном возрасте успешно развиваются, когда взрослые организуют привлекательные для детей игры и занятия. Это могут быть измерение, взвешивание, сортировка и соотнесение (по функции, размеру, цвету, форме) в сюжетно-ролевых, дидактических, спортивных играх; конструирование; решение головоломок, разгадывание загадок, игры с числами и т.п. Ориентировка в пространстве и времени хорошо развивается при использовании схем, планов, моделей, соотнесении событий в жизни ребенка с определенными периодами времени. Практика работы по обучению детей дошкольного возраста математике, не всегда показывает желаемые результаты. Уже среди детей дошкольного возраста можно выделить тех, которые успешно усваивают содержание математического образования и тех, которые затрудняются в усвоении этих знаний в традиционной форме преподношения информации. Поэтому мы искали такие формы работы, которые давали бы положительный результат в работе со всеми воспитанниками. Нетрадиционные формы работы понравились нашим воспитанникам, и наши занятия превратились в увлекательные путешествия. Чтобы заинтересовать детей образовательным процессом, мы проводили занятия в таких формах, как: игры — путешествия, задания, исследования, эксперименты, КВН, уроки ИКТ, квесты, математические сказки, игры – познания, математическое поле – чудес, занятия – соревнования, театрализованныезанятия, игры — аукционы, также довольно интересны для детей, путешествия по сказкам, где необходимо спасти главного героя, выполнив множество различных заданий. Внедрение вышеперечисленных приемов проведение математических занятий образовательной деятельности в целом, имеет расширенный спектр положительного влияния на развития детей: наблюдается активизация познавательной деятельности, повышается мотивация, совершенствуются навыки получения математических занятий. Таким образом, выстроенная работа, расширит и дополнит традиционную программу по формированию счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Через проведение нетрадиционных занятий педагогу удается вовлечь всех детей в работу и организовывать проверку выполнения любого задания через такую форму, как взаимоконтроль. Однако учтите, что злоупотреблять этим видом деятельности не стоит, так как занятия в этом формате полезны только в том случае, если они находят точное место среди обычных видов деятельности.
|