Использование блоков Дьенеша, как универсальной модели для формирования логического мышления дошкольников (из опыта работы). |
Математика детям | |||
Автор: Сидорова Елена Викторовна | |||
27.12.2023 22:50 | |||
Использование блоков Дьенеша, как универсальной модели для формирования логического мышления дошкольников (из опыта работы). Сидорова Е.В. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Важнейшим показателем интеллектуальной готовности детей к школе является овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, схематизация, моделирование). Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача — найти путь решения — реализуется средствами игры и игровых действий. Эффективность развития математических представлений возможна при сочетании уже известного с новым, а именно: занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями. Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Свою работу в этом направлении начала с изучения логико- математического развития дошкольников от прошлого к настоящему. Сделала вывод, что в дошкольных учреждениях логико – математические игры чаще всего используются бессистемно, потому, что воспитатели недооценивают значимость логико- математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению (после 5-6 лет). В игре, игровых обучающих ситуациях детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя. Ребенок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъект обучающей игровой деятельности (он не деятель, не творец, не открыватель, не мыслитель). Я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим наукам. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения позволяют игровые технологии Дьенеша. Основная их цель и задача — помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность! Разумеется, что на каждом возрастном этапе — свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы. Свою работу с использованием «логических блоков Дьенеша, начала с изучения содержания логико- математического развития детей дошкольного возраста: о свойствах и отношениях (форма, размер, количество и т.д.), отношения сходства (по форме, по размеру, по количеству, по пространственному расположению), отношение порядка (больше- меньше, длиннее короче, шире-уже и т.д), геометрических фигурах, о величинах, о пространстве, о времени, о числах, о зависимости и закономерностях и способах познания. В каждой группе (начиная с младшей) провожу мониторинг личностных проявлений ребенка в логико- математической деятельности. Определила цели и задачи своей работы с детьми -это:
- развитие творческих способностей. Разработала перспективные планы с поквартальным распределением включения в работу игр и пособий с блоками Дьенеша. Создала игровую среду с их использованием
- разработала конспекты занятий по ФЭМП с частичным включением в них игр с блоками Дьенеша, и целых занятий с ними. - разработала план – программу самостоятельной игровой деятельности детей с блоками Дьенеша. - создала картотеку игр. Разделение игр по возрастам частично носит условный характер: игры для младшей группы, с усложнением подойдут детям старшего дошкольного возраста. Игру «Логические фигуры» можно всегда начинаю с младшего возраста, начинаю с ознакомления с одним, двумя, а затем и тремя свойствами. Суть игры в том, что воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, например, «Сколько больших фигур?», «Сколько красных фигур в первом ряду?», «Сколько кругов?» и т.д. В игре «Угощение для медвежат» проблемная ситуация: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем, разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должно отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное. А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличаются только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру и т.д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие печенья по 3-4 свойствам. В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек. В игре «Художники» детям предлагаю «написать картины» по эскизам. Одну картину могут писать сразу несколько человек. Дети выбирают эскиз картины, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) — выбирается тонкой блок, если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к эскизу со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает, что изображено на картине. Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.д.) Игра для старшего дошкольного возраста «Украсим елку бусами». На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нити бус (счет начинается с верхушки елки). Повесим первый ряд бус. Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Дальше бусинки развешиваются по схеме. Логические кубики, как и карточки – символы могут придумывать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирование и декодирования. Игра «Архитекторы», учит детей выполнять постройку, подбирая строительный материал по строгому алгоритму. А в игре «Логический поезд», сам поезд необычный. Грузы, которые он везет перезагружаются из вагона в вагон в соответствии с правилами, изображенными на карточке. Пусть в игре «Чей гараж?» дети – водители, блоки- машины. Перед детьми располагается схема, на которой изображена дорога к гаражам. Нужно все машины (блоки) отправить в свои гаражи. Педагог рассказывает: Петрушка — в городе логических фигур. Он хочет побывать в нескольких домах и посетить в нескольких домах одну или две фигуры. Далее педагог спрашивает: «У какой фигуры в гостях Петрушка?». Дети находят недостающую фигуру и кладут ее на место где был Петрушка. В следующей игре детям предлагаю рисунок, на котором изображен лес, в лесу заблудились блоки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети совместно с педагогом уточняют: знаки указывают, на какую дорожку нужно свернуть, чтобы выйти из леса. Затем дети разбирают блоки и по очереди «спасают» их. При этом объясняют в слух, почему следует повернуть на ту или иную дорожку ( «Потому, что блок синий, потому, что блок не синий» и т.д.) В процессе работы постоянно оказываю детям педагогическую поддержку в играх и упражнениях с блоками Дьенеша. Участвую в разрешении конфликтных ситуаций, поощряю обдумывание действий, предлагаю проверить результаты, полученные на том или ином этапе деятельности, подтверждаю правильность хода решения, с тем, чтобы ребенок мог продвигаться дальше и т.д. В Результате активной включенности детей в содержательную логико математическую деятельность с играми блоков Дьенеша у моих воспитанников появился стойкий интерес к познанию ( «Хочу все знать!»), к участию в играх, как в индивидуальных, так и коллективных. Дети стали проявлять творческую активность, познавательную и коммуникативную инициативу, волевые усилия, самостоятельность, ответственность. Появилось стремление помочь другому, радоваться его успеху.
|