«Путешествие Буратино в Царство Цифр» |
Математика детям | |||
Автор: Кузьмина Наталья Васильевна | |||
16.12.2023 16:33 | |||
«Путешествие Буратино в Царство Цифр» Автор Кузьмина Н.В. Цель. Формирование и расширение элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Закрепление математических знаний и умений посредством игры. Развитие познавательного интереса к занятиям математикой. Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
игровой и учебной деятельности. Словарная работа: Активизировать употребление детьми в речи названий дней недели, месяцев, времен года, слов «меньше», «больше», «равно», «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки», «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Материалы и оборудование: Технические средства: мультимедийное оборудование. Демонстрационный: 2 письма, мяч, набор цифр и математических знаков. Раздаточный: наборы цифр, математические знаки, карточки с заданиями, карандаши, листы бумаги в клетку, карточки с изображением частей суток. Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия, наблюдение за календарём. Форма непосредственной образовательной деятельности: игра-путешествие. Форма организации: подгруппа. Ход деятельности I.Вводная часть 1. Мотивационно-организационная игра с мячом «Знатоки времени». Методический прием вопросов (словесный метод) в сочетании с игровым (игра в мяч) нацелен наформирование желания заниматься, а также на выявление знаний, тренировку внимания и быстроты реакции при выборе правильного ответа, активизацию тематического словаря. /Дети встают в круг на ковре/. Вопросы воспитателя: Какой сегодня день недели? Сколько всего дней в неделе? Назови все рабочие дни. Назови выходные дни. Какой день недели идет перед средой? Какой день недели идет после четверга? Как называется третий день недели? Какое сейчас время года? Сколько всего месяцев в году? Какой сейчас месяц? А в каком месяце дети идут в школу? 2. Методический прием создания проблемной ситуации с целью развития познавательного интереса, учебного мотива. Воспитатель: Вот и вы в следующем году в сентябре пойдете в школу. В школе за знания ставят оценки. А какие оценки вы хотели бы получать? Сегодня к вам в гости я пригласила цифру 5, но она куда-то пропала, а без нее нельзя научиться правильно считать, получать «отлично» в школе. Может быть, она спряталась где-нибудь здесь? Давайте подумаем, где она может быть. (Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что «5» может быть в числовом ряду). Давайте ее там и поищем. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд. Между какими цифрами должна находиться цифра 5? Куда же она могла исчезнуть? Где ее найти? Что же нам делать? 3. Методический прием создания воображаемой игровой ситуации и наглядный метод /предъявление условной карты-схемы / в целях повышения эмоциональной и познавательной активности детей. Сорока приносит из сказочного леса письмо, воспитатель читает его: «Дорогие дети! Мне очень нужна ваша помощь. Мальвина заставляла меня заниматься, но мне было скучно. Я не выполнял задания, хулиганил, поставил кляксу на цифру пять. Она обиделась и сбежала от меня в Город Цифр. Если «пять» не вернуть, я не смогу пойти осенью в школу, и папа Карло расстроится. Я ленился, не трудился, ничему не научился и без вашей помощи с поиском «пятерки» не справлюсь. «Чтобы цифру «5» найти, Знаки нужные найдете Надо сложный путь пройти. И на место их вернете, Встретите в пути удачу, Отгадаете загадки, Если справитесь с задачей, Порисуете в тетрадке. На карте вычерчен маршрут, Он вам укажет верный путь. Возьмите с собой знания, Смекалку и старание! Жду вас на Острове Математики! Ваш Буратино!» - Ну что, ребята, поможем Буратино? Теперь нам предстоит непростое путешествие по Острову Математики в Город Цифр (слайд №1). Выполним задания и найдем цифру «пять». Давайте закроем глаза, сосчитаем до 10 (дети считают, слайд №2). - Вот мы и на Острове Математики, здесь нас встречает Буратино. (Дети приветствуют Буратино). Но куда нам идти, где искать цифру пять? Буратино: У меня есть карта острова, но я не умею ее читать (слайд №3). Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, какие испытания нас ждут. Ребята, посмотрите внимательно на карту. Вам все в ней понятно? Вы ни о чем не хотите спросить у меня, Буратино или друг у друга? (Дети рассматривают карту. Возможно, задают вопросы, обсуждают вместе с воспитателем маршрут). Не пугают вас трудности? Что надо с собой взять по совету Буратино? (Возьмите с собой знания, смекалку и старание!) Тогда вперед! II. Основная часть 1задание: «Задачи-шутки» Методический прием включения юмора направлен на развитие сообразительности и логики, стимуляцию умственной активности, создание эмоционально приподнятой атмосферы. Воспитатель: А вот и первое препятствие: Гора Смекалки (слайд № 4). Она для нас приготовила сложные задания. Чтобы их выполнить, мы должны включитьчто? (ответы детей). Правильно, смекалку! И чувство юмора. Ответим правильно — гора пропустит нас. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (Три) Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (Ничего не осталось в корзине) Идут 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько человек идут? (8 человек) На сколько частей нужно разделить шоколадку, чтобы каждый получил половинку? (На две) Молодцы! С заданием справились. Гора нас пропустила (слайд№5). 2 задание: «Математические задачки» Методический прием применения занимательных задач в стихотворной форме (словесный метод), использования мультимедийного оборудования для показа слайдов и дидактического материала /наборов цифр/ (наглядно-практический метод) с целью формирования интереса к занятиям математикой, навыков решения задач, правильного выбора арифметического действия. Воспитатель: Теперь мы оказались в Лесу Задач (слайд № 6). Здесь нам придется решать не простые задачки, а лесные. Как вы думаете, о ком могут быть лесные задачки? (Ответы). Да, наши задачки о лесных зверюшках. Решим их правильно, и Лес укажет нам путь дальше. (Слайд №7) (Слайд №8) 1. Раз к ежонку на обед 2. Пять весёлых медвежат Прискакал дружок-сосед. За малиной в лес спешат, На пенёк ежата сели Но один из них упал, И по три грибочка съели. От товарищей отстал. Кто ответить нам готов, А теперь ответ найди: Сколько съедено грибов? (6) Сколько будет впереди? (4) Воспитатель предлагает детям выложить решение этих задачек с помощью цифровых карточек: 3+3=6; 5-1=4. (Дети работают за столами, один у доски; устно проговаривают решение). - С задачами мы тоже справились. Лес раздвинул ветви деревьев, мы продолжаем путешествие (слайд №9). 3 задание: «Загадки о времени суток». Методический прием использования занимательного тематического материала в форме загадок (словесный метод: отгадывание загадок) и наглядно-практический метод / работа с дидактическими карточками/ с целью закрепления знаний о временах суток, активизацию словаря по теме. Воспитатель: Ребята, перед нами Перекрёсток Загадок (слайд №10), а куда надо повернуть, неизвестно. Пойдем не туда – потеряемся в пространстве и во времени. Чтобы этого не случилось, давайте-ка продолжим вспоминать, что мы знаем о времени. В этом нам помогут загадки. Отгадаем их — узнаем, где находится Город Цифр. (Называя часть суток, дети показывают соответствующую картинку). Над рекой заря встаёт, Солнце в небе высоко, На дворе петух поёт, До заката далеко. Умываются котята, Зёрна в норку тащит мышь Просыпаются ребята (утро). Учит азбуку малыш (день). Солнце красное ушло, В небе звёздочки горят, Белка прячется в дупло. Птицы спят, и рыбки спят. В гости кто-то к нам идёт, Спят цветы в саду на грядках, Сказку он с собой ведёт (вечер). Ну а мы — в своих кроватках (ночь). Воспитатель: Ребята, как одним словом называют утро, день, вечер, ночь? (сутки). И с этим заданием мы справились (слайд № 11). Вы догадались, куда надо повернуть? (Ответы детей). Правильно, чтобы попасть в Царство Цифр, надо повернуть направо. Пауза здоровья. Тематическая физкультминутка как методический прием здоровьесберегающей методики с целью снять умственное напряжение посредством двигательной активности изакрепить знание названий дней недели. - Ребята, Буратино устал и предлагает отдохнуть, набраться сил для дальнейшего путешествия. Давайте организуем активный отдых. В ходе физкультминутки покажем, чем мы занимаемся в детском саду в течение недели. Дни недели называем вместе. Физкультминутка В понедельник мы купались (изображаем плавание), А во вторник — рисовали (изображаем рисование), В среду физкультурой долго занимались (элементы упражнений), А в четверг в футбол играли (бег на месте). В пятницу мы прыгали (прыгаем), дружно танцевали (кружимся на месте), А в субботу с воскресеньем (хлопки в ладоши) весело плясали (пляшут). 4 задание: «Зайчата и морковки» Словесный метод (система логических вопросов) и наглядно – практический метод (методический прием использования мультимедийного оборудования для показа слайдов) с целью закрепления навыков количественного счёта, сравнения количества предметов и чисел, развития внимания и наблюдательности, сообразительности, логического мышления. Воспитатель: А теперь отправляемся дальше в путь. Впереди нас ждет новое приключение (слайд № 12). Мы пришли на Поляну Посчитай-ка. Как вы думаете, какие нас ждут задания? (ответы детей). Правильно, мы будем считать. Если правильно посчитаем — калитка откроется, и мы сможем продолжить своё путешествие. А кого же мы будем считать? Может, кому-то нужна наша помощь? Посмотрите внимательно. Что интересного вы видите на поляне? (ответы детей). Вам все на этом слайде понятно? Не хотите ни о чем спросить? (возможные вопросы детей). Если дети ни о чем не спрашивают, то воспитатель системой вопросов (Что тут делает зайчиха? Зачем ей столько морковок? Кого она хочетпокормить?) подводит ихк тому, что зайчиха хочетнакормить зайчат. Воспитатель: А где же зайчата? Давайте поможем маме-зайчихе их найти. Так где наши зайчишки, Детишки-шалунишки? (ответы детей). Сколько маленьких зайчат В кустах ушами шевелят? (ответы детей). Как вы узнали? Ведь ушек 8! (ответы детей). Молодцы! Малышей пора кормить. Как морковки поделить? Хватит ли на всех зайчат? Предлагаю посчитать. Что будем считать? Хватит ли зайчатам морковок? Чего больше, на сколько? Как сделать, чтобы было поровну? Кто у нас без морковки? (если не догадываются). Воспитатель подводит детей к следующему ответу: морковок -5, зайчат – 4. 5> 4 на 1. Надо угостить оставшейся морковкой Зайчиху. Тогда будет поровну. 4+1=5; 5=5. Воспитатель: Молодцы, помогли Зайчихе найти и накормить зайчат. Путь свободен (слайд №13). 5 задание: «Верни потерянные знаки на место» Наглядно-практический метод: методический прием использования мультимедийного оборудования /показ слайдов/ и дидактического материала / работа с карточками/ сцелью закрепления навыков сравнения чисел и знаний о значении математических знаков, =, а также активизации словаря. Методический прием предъявления эталонного образца для самостоятельной проверки детьми правильности выполнения задания. Форма организации: групповая работа в целях формирования коммуникативных навыков. Воспитатель: Перед нами Река Потерянных Знаков (слайд № 14). Не случайно она так называется. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Да. Возможно, знаки упали в воду и утонули. Вы догадались, какое задание нам приготовила Река? Вы хорошо умеете сравнивать разное количество предметов. А так ли хорошо вы сравниваете цифры? Если мы справимся с этим заданием, то сможем переправиться на другой берег Реки. У вас на столах карточки, вы должны поставить знаки, =. Чтобы поскорей справиться с заданием, выполним его в группах. 4 * 4 5 * 3 6 * 7 3 * 1 2 * 2 5 * 8 (Дети самостоятельно выполняют задания за столами). А теперь посмотрим и сравним, правильно ли вы поставили знаки (слайд № 15). Молодцы, и с пятым заданием справились. Теперь мы можем переправиться на другой берег. 6 задание: «Графический диктант». Словесный метод /указания, вопросы/ и практический метод /графический диктант/с целью формирования у детей умений и навыков самостоятельно ориентироваться на листе бумаги, руководствуясь схемой-инструкцией, и закрепления понятий «вверх, вниз, вправо, влево». Методический прием предъявления эталонного образца для самостоятельной проверки детьми правильности выполнения задания. Вот и Город Цифр, мы почти у цели! (Слайд № 16). Но чтобы попасть в него, надо выполнить ещё одно задание, самое трудное. Вы уже показали умение читать карту, находить нужные объекты на местности. А вот сможете ли ориентироваться в городе? Не потеряетесь ли там? Проверкой ваших пространственных умений станет графический диктант. Сегодня это будет самодиктант. Вы начнете работу с обозначенной на бумаге точки, руководствуясь инструкцией-схемом. На схеме обозначены шаги, выполняя которые, вы нарисуете очень важный и нужный предмет. Воспитатель: Возьмите на столе листок бумаги в клетку, простой карандаш и выполняйте действия, которые в инструкции обозначены цифрами и стрелочками. (В беседе уточняют направление стрелок, дети упражняются в употреблении слов «вправо, влево, вверх, вниз», несколько шагов выполняют вместе с воспитателем). Воспитатель: Что за рисунок получился? (ответы детей). У всех получился ключ? Отлично! У меня тоже есть большой золотой ключ от Города. Теперь мы сможем открыть ворота в Город Цифр и вернуть цифру «5» (слайд № 17). Она, оказывается, пряталась среди других цифр. Буратино благодарит вас за помощь и передаёт вам в подарок конверт с цифрами «5», чтобы в школе вы учились только на «отлично» (слайд № 18). А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и посчитайте от 10 до 1. Молодцы, ребята! Вы с помощью знаний, умений и смекалки помогли Буратино и вернули цифру «5». Я рада, что у вас все получилось. (Раздаёт цифры детям). 3 часть занятия. Итог Словесный метод /указание, вопросы/ и методический прием рефлексии с целью формирования у детей навыков самоанализа и самооценки и желания учиться, применяя усвоенные знания, умения, навыки. Воспитатель: У вас в руках цифра «5», самая лучшая школьная оценка. Попробуем и мы себя оценить. Если вам на занятии было все понятно, и вы легко справились с заданиями, то раскрасьте цифру «5» в красный цвет, а если были какие-то затруднения, то закрасьте цифру «5» в зеленый цвет. Покажите свои оценки. Молодцы, объективно себя оценили! Ребята, вы хорошо поработали! Надеюсь, так же хорошо вы будете учиться в школе. Ведь вы уже очень много знаете, и эти знания помогут вам в дальнейшем. Список использованной литературы:
|