Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики или Обзор современных сборников математических игр по формированию элементарных математических представлений. |
Математика детям | |||
Автор: Голубева Анна Ивановна | |||
26.12.2023 22:27 | |||
Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики или Обзор современных сборников математических игр по формированию элементарных математических представлений. Голубева Анна Ивановна, воспитатель, Республика Хакасия Алтайский район село Белый Яр МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» Сегодня, в соответствии требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение детей должно проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Уже с давних времен известно, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Работая в детском саду и занимаясь с детьми, мы видим необходимость использования дидактических игр для развития дошкольников. Особенно они оказывают неоценимую услугу при развитии элементарных математических представлений, ведь как просто и быстро, усваивает необходимый материал ребенок, играя.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. В процессе обучения дошкольников математике занимательный материал непосредственно включается в организованную образовательную деятельность, является средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Современное общество сегодня ставит в приоритет эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, что является одной из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Для меня как педагога дошкольного образовательного учреждения имеют значения игры насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-нибудь особых знаний. А самое интересное, в процессе игры дети не видят что их чему- то обучают. Дошкольники не замечая сами, начинают считать, складывать, вычитать, решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). На сегодняшний день, существует огромный комплекс различных дидактических материалов, сборников игр, предназначенных для развития дошкольников. Также вновь актуальным становится широкое распространение различные виды строительных наборов, конструкторов (кубики Кооса, кубик Блума, деша, бизибордов. Отбор развивающих игр осуществляется из исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: «придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания». К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание…» Новизна моей статьи заключается в небольшом обзоре основных имеющихся современных сборников, дидактических игр для детей дошкольного возраста начиная уже с младшей группы, составленные педагогами, воспитателями дошкольных учреждений Российской Федерации. Одним из последних сборников, хотелось бы отметить «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста, автор С.И. Галий С.И, г.Славянск-на-Кубани, 2022 год. В ее сборнике вы найдете игры для детей начиная с 4-5 лет, а также разделы с играми с геометрическими фигурами, множество, счет, сравнение, число, сравнение, ориентировка во времени, на пространстве. Все игры доступны, эффективны и интересны для проведения с дошкольниками. Пособие рассчитано на совместную работу взрослого и ребенка. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата. Данная методическая разработка основана на основных дидактических принципах педагогики, а именно на основе принципа системности, научности и доступности понятий. Не мене интересным пособием, является сборник математических игр для детей дошкольного возраста, 2016 г., воспитателя из Павлодара Т.Ф. Романевич. Автор также структурировала дидактические игры в разделы. В ее сборнике наглядно представлены фото и описание проведения игры. В описательной части каждой игры указана цель, возраст, методика проведения. Все игры подкреплены фотоматериалами, что показывает наглядность и доступность для проведения данной игры любому педагогу. Далее «Сборник дидактических игр и упражнений направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», автор Логинова О.А. воспитатель МБДОУ № 116 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово. В 2019 она опубликовала сборник. В сборнике предлагаются различные игровые упражнения для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в 6 разделах: количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, развитие логического мышления. В пособии имеются задачи, игры, головоломки для работы с детьми 5-7 лет. Все игры наглядно представлены. Например, Раздел 1. Ориентировка в пространстве. Упражнение «Укажи направление» Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево), развивать произвольно-зрительное восприятие, внимание. Ход: Необходимо расположить предмет в указанном положении (соответственно направлению стрелок).
В данном сборнике, представлены разные виды заданий. Педагогам дошкольных учреждений данный сборник будет интересен и возможно будет незаменимым постоянным помощником. Также хотелось бы отметить и обратить внимание педагогов, что сегодня ООО Торговый дом «Светоч» выпускает огромный выбор игрового математического оборудования, который педагогами дошкольных учреждений может быть использован в качестве дидактического материала в развитии и обучении дошкольников. Так, например, пазлы «Цифры» Пазл состоит из рамки ос-новы и вкладышей в форме цифр от 0 до 9 разного цвета (красного, жёлтого, синего, зелёного). На рамке- вкладыше под цифрами изображено соответствующее количество предметов. Предназначен для развития элементарных математических представлений. Формы на палочках Состоит из основания и че-тырех вертикальных палочек закрытых «ключом», на ко-торых находятся разные по форме и цвету детали. Ключ – своеобразные выпуклости на палочках, которые делают процесс снятия форм более сложным и увлекательным. Геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) выполнены в цветовой гамме: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Основание игрушки изготовлено из не-окрашенной древесины. Форма на палочках способствует развитию логического мышления, цветового восприятия; ребенок получает первые математические Имеются также шнуровка «Ладошки», Танграм (мозаика), бусы на веревочке для счета, Сортировщик «Цвет, форма, счет», Набор Полидрон Проектирование (комплект на группу). Дидактические наборы «Математика 1,2, 3», Часовой циферблат раздаточный, Математические весы демонстрационные Палочки КюизенераБлоки Дьенеша Данный обзор составлен для того, чтобы педагоги, могли в ходе педагогической и образовательной деятельности быстрее сориентироваться в большом разнообразии сборников. Это позволяет ускорить процесс нахождения нужного дидактического материала, а следовательно, качественно и эффективно выбирать и способствовать формированию элементов логического мышления и развитию интеллектуальных способностей детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития. Не менее важным, составляющим фактором, является то, что мы можем сделать обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
|