Опыт работы «Первые шаги в математику» |
Математика детям | |||
Автор: Колебанова Татьяна Ивановна | |||
30.10.2023 21:22 | |||
Опыт работы «Первые шаги в математику» «Анализ реализации программных задач в образовательной области познавательного развития» КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ 177 ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО МОСКОВСКОГО ПОЛКА» (дошкольное отделение 1, корпус 1, Флотский, 5) Подготовила: воспитатель 1-й категории Колебанова Т.И. Г.о. Подольск 2023 Объём знаний, умений и навыков, которые предстоит усвоить малышам средней группы в области математики, широк, но вызывает у детей большой интерес, любопытство и желание принимать участие в различных видах познавательной деятельности.
Знакомство с количеством и счётом В первую очередь, дошкольников знакомят с количеством и счётом. Счёт идёт в пределах 5. Дети пересчитывают предметы в группе (геометрические фигуры, изображения животных, предметов, мелкие игрушки), сравнивают количество, определяют равенство и неравенство групп. Малышей учат называть числа натурального ряда по порядку, «присваивая» числительное только одному предмету, а число, обозначающее общее количество — всей группе предметов. В активный словарь вводятся термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше», «поровну». Совершенствуются навыки порядкового счёта ( «Мишка первый, зайка второй, лисичка третья»). Детей учат объединять разные предметы в множества и пересчитывать их, употребляя обобщающие слова: «Пирамидка — один, кукла — два, мяч — три. Всего три игрушки». Множества уравнивают путём присчитывания или отсчитывания единицы: «Ёлочек четыре, а снеговиков три. Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?» Ознакомление с математикой может проходить в форме занятной игры Ознакомление с величиной предметов В ознакомление с величиной входит как сравнение предметов по одному параметру (длина, ширина, высота, толщина), так и сразу по двум: «Белая лента короче жёлтой. Синий карандаш длиннее и толще красного». Словарь пополняется соответствующими обозначениями «длиннее — короче, шире — уже и т. д., равные (одинаковые) по длине, ширине и прочее». Вводятся упражнения на сериацию — выстраивание рядов из 3–5 предметов по убыванию или возрастанию одного признака ( «Разложи матрёшек от самой высокой до самой низенькой»). Усвоение понятий о форме предметов Совершенствование и расширение представлений о форме включает в себя знакомство с геометрическими фигурами и телами. Воспитатель должен сразу определиться, какими обозначениями он будет пользоваться в работе с детьми. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник — геометрические фигуры. Шар и куб можно называть и объёмными геометрическими фигурами, и геометрическими телами. Дети обследуют фигуры и тела с помощью зрения и осязания, определяя наличие и количество углов, сторон, а также свойства: способность катиться, стоять, быть использованными для игры (плоскостное и объёмное конструирование). Когда ребята хорошо усвоят свойства фигур и объёмных тел, им дают задания на сопоставление формы фигур с предметами из окружающего мира (яблоко похоже на шар, часы — на круг, дверь и окно — на прямоугольник). Наибольшую трудность у дошкольников вызывает ориентирование в пространстве и времени. Понятия, которыми обозначают пространственное положение предметов (вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа) и временные отрезки (части суток, вчера — сегодня — завтра), абстрактны, меняются с изменением положения в пространстве самого ребёнка, поэтому детей с ними знакомят в игровой форме, развивают умения ориентировки относительно себя, но не добиваются полного усвоения терминов. Методы мотивации дошкольников Чтобы дети на занятии были активны, увлечены, необходимо создать естественную мотивацию, отвечающую их интересам и в то же время простую, понятную, логически обоснованную на протяжении всего занятия. Вряд ли непоседливый почемучка четырёх лет увлечётся деятельностью, если воспитатель предложит: «Ребята, давайте посчитаем, сколько зайчиков на рисунке. А теперь давайте нарисуем морковку для зайчиков». Нарисовать морковки и пересчитать зайчиков дошкольник сможет и в свободное время, когда появится такое желание. Но если в группе появится мама-зайчиха с трогательным рассказом о том, что у неё есть четверо непослушных зайчат и все они разбежались, а один потерялся, то дети с удовольствием примутся пересчитывать зверят, помогая отыскать потерявшегося и успокоить зайчиху. Потом маленькие математики выстроят зайчат по росту на прогулку и определят, какого цвета штанишки у самого высокого и самого низенького зайки. Логическим продолжением деятельности будет создание «вкусного угощения» для заячьей семьи: рисование сочных морковок. На этом комплексном занятии мотивацией служит вхождение ребёнка в сказку, приключение, а также моральная составляющая: оказание помощи персонажу. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Непременным условием развития математических представлений детейявляется обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр. Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем. Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей дошкольного возраста. Одной из положительных сторон дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами, которые разные по цвету и величине, набор картинок с изображением овощей, фруктов, ягод. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки-по заданию воспитателя или самостоятельно. Дидактическая игра "Куда пойдёшь, что найдёшь?" На столе разложены большие картинки с изображением огорода, сада и леса. Дети самостоятельно выбирают понравившуюся картинку и конверты с набором картинок на которых изображены овощи, фрукты, ягоды, орехи и грибы. Поочерёдно дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать необходимые картинки, например. "В огороде растут крупные жёлтые помидоры и синие баклажаны" и так далее Словесная игра "Что же станет?" Воспитатель задаёт детям поочерёдно вопросы. -Хорошо гулять на свежем воздухе, а если гулять без головного убора (Простудишься, поднимется температура, начнётся насморк и кашель. Нужно будет принимать лекарства) -Если съесть одно пирожное-сладко, вкусно. А если съесть десять (Заболят живот и зубы, будет тошнить) -Хорошо, когда принимаешь витаминку, а если их принять целую упаковку (Можно отравиться, появится сыпь и аллергия) Словесная игра "Закончи предложение" Воспитатель начинает предложение, а игроки должны его закончить. Если брюки длиннее, чем шорты, значит шорты. (короче брюк) Если дерево выше, чемкустарник, значит кустарник. (ниже дерева) Если стол большой, чемстул, значит стул. Если шкаф высокий, чем тумбочка. значит. и так далее Математическая игра «Найди цифру” Для этой игры потребуется: нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9 рисунки, похожих на цифры, предметов. Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем показываем цифру 2 и просим малыша найти рисунок, похожий на эту цифру. “На что похожа цифра” Спрашиваем у ребенка, на какую цифру похожи очки, и ребенок должен показать цифру 8. Математическая игра «Угадай, что за цифра»? Читаем стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать. По воде скользит едва, Словно лебедь, цифра два. Шею выгнула дугой, Гонит волны за собой.
|