ОД по математическому развитию «Незнайкины проказки» в старшей группе |
Математика детям | |||
Автор: Тихонова Полина Сергеевна | |||
26.10.2023 12:15 | |||
ОД по математическому развитию «Незнайкины проказки» в старшей группе Цель: формирование элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: проказки, телепортация, телепорт, прямоугольная, треугольная, квадратная, четырёхугольная, космодром, числа соседей, заблокировал, блокировка. Методы: словесные: использование приветствия, объяснения, вопросов, сравнения, пояснения, индивидуальные ответы детей, поощрение, рефлексия; наглядные: демонстрационный материал, ИКТ; игровые: дидактические игры, физминутка; практический — раздаточный материал; самостоятельная деятельность детей. Приёмы: сюрпризный момент; создание проблемной ситуации. Оборудование: интерактивная доска; презентер; ноутбук. д/и «Телепортация» 3 обруча; карточки с цифрами от 1 до 10; пульт для телепортации, с геометрическими липучками на нём; билеты (круги от 1-10). д/и «Назови соседа» ширма, ворота, 3 замка, ключи с цифрами 6,7, 8, 9. д/и «Сортировка предметов по группам» геометрические фигуры (квадрат маленького размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; квадрат большого размерасинего, красного, желтого, зеленого цвета; треугольник маленького размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; треугольник большого размерасинего, красного, желтого, зеленого цвета; круг маленького размера синего, красного, желтого, зеленого цвета; круг большого размерасинего, красного, желтого, зеленого цвета); три контейнера с обозначенными на них прозрачными геометрическими фигурами – треугольник, квадрат, круг. д/и «Найди недостающую фигуру» мольберт; ковёр с расчерченными квадратами 3*3, на которых изображены ракеты в виде геометрических фигур треугольника, прямоугольника, квадрата; заламинированные ракеты на липучках–ракета треугольной формы зеленого, синего, красного цвета, ракета прямоугольной формы зеленого, синего, красного цвета; ракета квадратной формы зеленого, синего, красного цвета; ракета овальной формы зеленого, синего, красного цвета; ракета круглой формы зеленого, синего, красного цвета. Раздаточный материал: заламинированные плоские пульты по количеству детей; заламинированные кнопки на липучках по количеству детей (синий треугольник, жёлтый квадрат, зелёный круг, фиолетовый прямоугольник, красный овал). Планируемые результаты:
- активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Ход ОД Стоит Знайка с портфелем в руках, смотрит на часы. Открывается дверь, заходят дети. Знайка: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (ответы детей) Конечно, я Знайка (Знайка улыбается, ведёт детей в центр группы и обращается к ним). Вот наконец я до вас и добрался. Прилетел к вам на о. Сахалин в гости, сказали мне, что у вас люди добрые и отзывчивые, а в детском саду «Журавлёнок», в группе «Звёздочки» умные, воспитанные и культурные дети. Вот очень хочу с вами познакомиться. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга. Приветствие: Встанем мы в кружочек дружно Поздороваться нам нужно Говорю тебе привет, Улыбнись скорей в ответ, Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг! На доске появляется слайд №1 (видеозвонок от Незнайки, трубка и картинка с Незнайкой на луне). Знайка: Ой, ребята, звонит Незнайка, давайте ответим, узнаем, может быть, что- то произошло? Начинается диалог в записи, записанный на слайде голосом Незнайки. Слайд №2 Голос Незнайки: Знайка, помоги мне…… Знайка: Воспитанные люди сначала здороваются, здравствуй, Незнайка. Голос незнайки: Ох, точно, здравствуй, здравствуй. Знайка: И поздоровайся с ребятами, к которым я прилетел в детский сад. Голос Незнайки: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Незнайка. Знайка обращается к Незнайке, изображенному на интерактивной доске. Знайка: Ну и что у тебя произошло? Голос Незнайки: Знайка, я натворил такой беспорядок в Цветочном городе, но исправить ничего не могу, потому что оказался на Луне. Вот, посмотри, что произошло! На экране появляется слайд № 3, на нем картинка с беспорядком в Цветочном городе. Знайка хватается за голову, начинает ходить из стороны в сторону. И обращается к ребятам. Знайка: А ведь и действительно, посмотрите, ребята, какой беспорядок. Разбросаны геометрические фигуры, цифры не по порядку расставлены, ворота почему-то закрыты, и сдаётся мне, что на космодроме Незнайка тоже натворил беспорядок. Ребят, а вы друзей в беде не бросаете? (ответы детей — нет) Значит вы мне поможете исправить Незнайкины проказки? Без вас никак не справиться. Дети: Да! Знайка: Ребята, я предлагаю вам с вами телепортироваться в Цветочный город. Как вам эта идея? Нравится? Дети: Да. Знайка: (Знайкаобращает внимание детей на обручи, которые лежат на полу) Посмотрите, ребята, а вот и наш телепорт, с помощью которого мы и отправимся в Цветочный город. Для телепорта понадобится пульт управления (Знайка, достает пульт из своего портфеля и показывает детям, даёт потрогать) Но, нам необходимо сначала приобрести билеты. Вот, у меня в чемодане они есть, я их заранее приобрёлсейчас я каждому раздам. (Знайка достает билеты и раздаёт детям). А теперь посмотрите, в телепорте есть цифры, на билетах есть кружки. Вам нужно посчитать кружки на билете и найти своё место в телепорте. (Ребята занимают свои места) Итак, все заняли свои места, а теперь, чтобы телепортироватьсянужно нажать на красный овал (Знайка показывает лицевой стороной пульт детям) Ребята, посмотрите, где он находится? (ответы детей – посередине пульта) Верно! Тогда нажимаю, 3-2-1- ПУСК! Так, а почему мы не телепортируемся? Может кто-то неправильно встал? (Знайка проходит к детям и смотрит все ли правильно встали) А почему ты встал на цифру 5? (Знайка обращается к кому – нибудь из детей; предполагаемый ответ – потому что на моём билете нарисовано 5 кружков и т.д. пока все дети не займут свои места) Молодцы! Давайте ещё раз проверим, куда нам нужно было нажать? (ответы детей – на красный овал) Где он находится? (ответы детей – посередине пульта) Ну что, ребята, считаем все вместе: 3-2-1-ПУСК! (меняется слайд № 4, появляется анимационная картинка телепорта, звучит музыка). Проводится д/и «Телепортация». Знайка объявляет о прибытии в Цветочный город и просит детей покинуть телепорт.. Знайка: Ну, что, ребята, мы прибыли на место. Добро пожаловать в Цветочный город. Но давайте с вами договоримся, что вы не будете торопиться, спешить, кричать и баловаться! Воспитанные люди слушают, помогают друг другу, ведь нам надо скорее успеть помочь Незнайке. Знайка вместе с детьми подходят к ширме, на которой висят ворота Цветочного города. Знайка обращается к детям. Знайка: Давайте, ребята, пожалуйста, откроем ворота. (Знайка пытается открыть, но у него не получается и обращает внимание, что висят замки). Посмотрите на ворота, что здесь висит? (ответы детей — замки). Правильно, замки, а сколько их? (ответы детей – три; Знайка трогает замки, думает и говорит) Незнайка заблокировал вход в город, и для того, чтобы открыть ворота, нужно снять блокировку с замков. Смотрите, здесь лежат ключи с цифрами, думаю, что они помогут нам. На столике справа лежит ключ, его нужно вставить в средний замок, а на столе слева, это ключи соседей. Возьму я цифру 8 и вставлю ее в замок посередине, в замки справа и слева нужно поставить соседей этой цифры, и посмотреть, может это и будет разгадка. Давайте ребята подумаем, какие цифры мы поставим в замки? (ответы детей — 7 и 9). Правильно? Все так думают? А почему? (ответы детей, потому что 7 меньше 8 на один, а 9 больше 8 на один; Знайка пытается открыть ворота, но у него не получается) Ребята, посмотрите, здесь есть ещё цифры, пробуем. Маша, возьми цифру вставь её в замок посередине, Петя, а ты найди соседа цифры слева. Ребята, а цифра слева будет больше или меньше? (ответы детей – меньше, потому что счёт идёт слева направо) Проводится д/и «Назови соседа». После того, как все карточки с цифрами были вставлены, Знайка пытается снова открыть ворота и ворота открываются. Знайка: Вот какие вы, ребята, смышлёные, спасибо вам большое, что помогли разблокировать ворота. (Знайка обращается к детям- дети отвечают — пожалуйста) Ой, какие вы воспитанные. Ну что ж, пошлите дальше посмотрим, что еще натворил Незнайка? Знайка ведет детей на поляну-ковёр, где разбросаны геометрические фигуры квадратной, круглой, треугольной формы разного цвета и размера. Знайка: Вот это да! Какой беспорядок, что будем делать, ребята? (варианты ответа – навести уборку, прибраться) конечно, нужно немедленно навести порядок. А скажите, что разбросано? (ответы детей – квадраты, круги, треугольники) Верно, но как все эти предметы назвать одним словом (ответы детей – геометрические фигуры). Они одинаковые или разные? (ответы детей — разные) А чем они отличаются? (ответы детей – цветом, формой, размером) Посмотрите, пожалуйста, здесь и контейнера есть, в них то мы с вами сейчас и разложим фигуры. А как вы думаете по какому признаку мы с вами будем раскладывать? (ответы детей – по форме). Хорошо. Вам нужно собрать геометрические фигуры по форме, Готовы? (Ответы детей) Ну тогда, раз-два-три, игру начни! Проводится д/и «Сортировка предметов по группам». Знайка: Молодцы, ребята, давайте проверим, всё ли вы правильно собрали? (Знайка подходит к команде ребят, которые собирали треугольники) Молодцы, собрали все треугольники, а все ли они одинаковые? (ответы детей — нет) А почему? (ответы детей – они отличаются цветом и размером) Какие вы находчивые, сообразительные и смышлёные, спасибо вам большое, что привели поляну в порядок (ответы детей – пожалуйста) Ну вот, вы еще и воспитанные, как здорово! Спасибо большое, что помогли навести порядок на поляне. Ну что ж пойдёмте дальше. (Знайка ведет детей к мольберту) Ребята, а это мыс вами прибыли на космодром, (на мольберте — ковёр с расчерченными квадратами 3*3, в каждом квадрате на липучках висятзаламинированные карточки — ракеты), посмотрите сколько здесь ракет, все стоят ровненько и по порядку. Но все ли ракеты на месте? (ответы детей – одной ракеты не хватает,) Да?! А как вы догадались? (ответы детей — потому чтоодин квадрат пустой) Видимо Незнайка на этой ракете и улетел на Луну. Давайте с вами рассмотрим ракеты? Они все разные или одинаковые? (ответы детей — разные) Чем отличаются? (ответы детей — формой) А какая у них форма? (ответы детей- треугольная, прямоугольная, квадратная) Хорошо, молодцы, а теперь ответьте, пожалуйста, у треугольника сколько углов? (ответы детей — три), хорошо, молодцы, форма называется? (треугольная), правильно, а у квадрата и прямоугольника сколько углов? (4 угла), верно, молодцы, какая форма у квадрата и прямоугольника раз у них 4 угла? (прямоугольная), правильно, какие вы ребята, умные и смышлённые. Теперь посмотрите внимательно, подумайте, на какой ракете мог улететь Незнайка? (дети думают – отвечают – предполагаемый ответ — квадратная), давайте найдём подходящую, вот здесь лежат ракеты? Проводитсяколлективная д/игра «Найди недостающую фигуру». (дети выбирают недостающую ракету и дают Знайке) Знайка: Ну что, нашли подходящую? (ответы детей — да) Почему именно эту ракету вы принесли? (ответы детей – потому что в каждом ряду есть треугольная, прямоугольная, квадратная, а в этом ряду не хватает квадратной) Ребята, все согласны? (Ответы детей – Да). Знайка: Молодцы, ребята, нашли ракету, такую же как угнал Незнайка. Ну, а нам с вами предлагаю размяться и сделать зарядку. На экране меняется слайд № 5, проводится музыкальная физминутка. Знайка: Ух, что- то я устал (вытирает лоб). Меняется слайд № 6, видеозвонок с изображением Незнайки. Знайка: Ребята, Незнайка звонит, нужно ответить. (слайд №6) Аудиозапись с голосом Незнайки «Знайка, здравствуй, ну что там у вас? Как дела?» Знайка: Здравствуй Незнайка, да у нас всё хорошо, Ребята помогли разблокировать замок на воротах, навели порядок на поляне и пособирали все геометрические фигуры, которые ты разбросал, ракету вернули на космодром. Теперь ты можешь возвращаться обратно, но так больше не делай, пожалуйста. Аудиозапись с голосом Незнайки: Спасибо, вам, ребятишки, большое пребольшое. Обещаю больше никогда не проказничать. Ну всё, тогда вылетаю. До скорых встреч, до свидания!!!!! (Ребята прощаются с Незнайкой — До свидания) Знайка: Ну что ж, ребята, предлагаю и нам скорее отправляться в детский сад, Незнайке мы помогли, спасибо вам большое. Обратнодомой мы также отправимся через телепорт. Так, где тут мой пульт? (Знайка открывает свой портфель и достаёт пульт) Ой, ребята, у нас проблема, пульт сломался, не хватает кнопок. Что же будем делать? (ответы детей – нужно починить кнопки). Тогда давайте пройдём с вами, пожалуйста, в мастерскую и поставим новые кнопки, а вы сделаете запасные для себя. Дети садятся за столы. Знайка: Ребята, я буду сейчас вам говорить, где какие кнопки находятся, а вы внимательно слушайте, чтобы правильно расположить их на своём пульте. У каждого из вас на столе лежат кнопки, которые вы будете расставлять (на столах лежат тарелочки, в них лежат заламинированные кнопки на липучках) Готовы? Дети: Да. Знайка: Тогда приступаем. Проводится игра на пространственное расположение «Расставь на места»
Знайка: У всех всё получилось? (меняется слайд № 7 с изображением пульта) Посмотрите на доску и проверьте у себя и соседа правильно ли вы выполнили задание? (ответы детей) Молодцы! Пульт починили, предлагаю прямо сейчас занять свободные места в телепорте и отправиться в сад. Все помнят на какую кнопку нужно нажимать? (ответы детей – на овал в центре), тогда считаем все вместе 3-2-1 –ПУСК (меняется слайд № 7, появляется анимационная картинка телепорта, звучит музыка). Знайка: Ну вот и прибыли мы в детский сад, давайте вспомним, кому мы с вами помогали? (Незнайке) Чем мы помогли Незнайке? (разблокировали ворота, навели порядок на поляне, подобрали недостающую ракету на космодроме), что было самым интересным для вас в Цветочном городе?? Как вы думаете, ребята, почему вы справились со всеми заданиями? (предполагаемые ответы детей – а потому что мы это уже всё знаем, мы изучали это в саду с воспитателями и родителями дома) Какие вы молодцы ребята, а ещевы вежливые и воспитанные дети и никогда не бросаете друзей в беде! Спасибо вам, ребята, что помогли исправить Незнайкины проказки. Ну, а мне пора отправляться к своим друзьям, рад был знакомству с вами, до свидания, ребята!!! Ждите в гости Незнайку!
|