Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста. |
Математика детям | |||
Автор: Якимова Ольга Геннадьевна, Антоненко Татьяна Владимировна | |||
24.06.2023 19:42 | |||
Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер. Дидактическая игра «Знакомство с блоками» Цель:
Материал: набор логических блоков Дьенеша. Описание игры:
Дидактическая игра «Рыбалка» Цель: формировать умение у детей группировать блоки по цвету (синий, красный), развивать мышление, память, внимание. Материал: Блоки Дьенеша, 2 ведра, игрушка Кот. Описание игры: - Дети, посмотрите, котик наловил рыбы, и просит нас помочь ему, разложить рыбу по ведёркам. - Поможем котику? - Ой, посмотрите, сколько много рыбы поймал котик. В синее ведро надо сложить рыбу синего цвета, а в красное ведро – рыбу красного цвета. (дети раскладывают рыбу по вёдрам). - Рыбу какого цвета положили в синее ведро? А в красное ведро? - Молодцы, помогли котику. (далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее — по форме) Дидактическая игра «Садовники» Цель: формировать умение у детей группировать блоки по цвету, развивать мышление, память, внимание. Материал: Блоки Дьенеша, 3 обруча (красный, жёлтый, зеленый — клумбы), кукла. Ход. - Дети, сколько у куклы Маши клумб? - Скажите, какого цвета клумбы? (ответы детей) - Кукла Маша хочет посадить цветы на эти клумбы и просит вас помочь ей. Поможем? - Маша, расскажи, какие цветы надо посадить? - Цветы красного цвета – на красную клумбу. Синего цвета цветы на зелёную клумбу и цветы жёлтого цвета – на жёлтую клумбу. Дети раскладывают цветы по клумбам. - Цветы какого цвета растут на красном клубе? А на жёлтой клумбе? На синей? Кукла Маша благодарит детей за помощь. (далее можно раскладывать цветы по форме в заданные обручи) Дидактическая игра «Подарки для кукол» Цель: формировать умение у детей группировать блоки по форме, развивать мышление, память, внимание. Материал: Блоки Дьенеша, 2 куклы. Описание игры: - Дети, сегодня у куклы Кати и у куклы Тани день рождения. Им подарили подарки, но они не могут разобраться кому какие. Давайте им поможем, разделим подарки. Кукле Кате подарили подарки круглой формы, а кукле Тане – подарки треугольной формы. Дети раскрадывают фигуры по форме. - Подарки какой формы у куклы Кати? А у куклы Тани? Куклы благодарят их за помощь. (далее можно играть, используя круглую и квадратную формы и т.д. Далее можно группировать блоки по двум признакам) Дидактическая игра «Витамины» Цель: учить детей группировать блоки по форме (квадратные, круглые). Развивать мышление, память, внимание. Материал: Блоки Дьенеша, игрушки – медведь, зайчик, лиса. Описание игры: - Доктор Айболит послал витамины для больных зверей и просит вас помочь ему раздать их. Медведю – витамины круглой формы, зайчику – витамины треугольной формы и лисичке – витамины треугольной формы. - Витамины какой формы у медведя? У зайчика? А у лисички? - Молодцы! (далее можно играть, группируя блоки по форме; по двум признакам) Дидактическая игра Чудесный мешочек» -1 Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Описание игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные. Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2 Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение угадывать предметы на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Описание игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Дидактическая игра «Домик для гнома» Цель: формировать умение у детей собирать из четырёх частей (блоков) целое (домик), развивать мышление, внимание, память. Материал: 4 Блока Дьенеша (красный, большой, прямоугольный и треугольный, синий, большой, прямоугольный и треугольный блоки, картинка с изображением домика, игрушка Гном. Описание игры: - Ветерок-проказник сломал домик у Гномика. И теперь ему негде жить. Что же делать? Кто ему поможет? (ответ детей) - С чего начнём строить домик? (ответ детей) - Начнём строить со стен. Возьмите прямоугольный блок красного цвета и поставьте его слева, а прямоугольный блок синего цвета – справа. - Чего не хватает у домика? (ответ детей) - Правильно, нет крыши. Какой формы крыша? Возьмите треугольный блок синего цвета и положите его над красным блоком прямоугольной формы. Теперь возьмите красный блок прямоугольной формы и положите его над синим блоком прямоугольной формы. (гном благодарит детей за помощь) - Сколько блоков понадобилось для постройки стен? Какой формы? Какого цвета? - Сколько блоков понадобилось для постройки крыши? Какой формы? Какого цвета? Дидактическая игра «Поручения» Цель: развивать умения сравнивать предметы по цвету и толщине. Материалы: набор блоков Дьенеша. Описание игры: педагог даёт поручения: одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры; второму — синие, тонкие; третьему — жёлтые, толстые и т. д. Дидактическая игра «Найди такой же» Цель: развитие умения сравнивать фигуры по величине. Материалы: обручи, набор блоков Дьенеша. Описание игры: Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. Дидактическая игра «Большой – маленький» Цель: развитие умения соотносить величину предмета с движением. Материалы: набор блока Дьенеша. Описание игры: Если дети видят большой блок – хлопают в ладоши, маленький блок – топают ногами. Дидактическая игра «Мышки – норушки» Цель игры: развитие умения различать цвета. Материалы: игрушка мышка, набор блоков Дьенеша, корзинка. Описание игры: к детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определенного цвета и приносят их в «норку» к мышке. Дидактическая игра «Конструктор» Цель: формировать умение детей выкладывать картинку с использованием наглядной схемы; развивать логическое мышление, память Материал: схемы, набор блоков Дьенеша Описание игры: перед началом игры педагог совместно с детьми рассматривают изображение: вспоминают названия фигур и их цвет, размер. Затем приступают к выкладыванию картины по схеме. В процессе игр, дети приобретают:
«все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный» и д.р.
|