Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста.
Математика детям
Автор: Якимова Ольга Геннадьевна, Антоненко Татьяна Владимировна   
24.06.2023 19:42

Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста.Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Дидактическая игра «Знакомство с блоками»

Цель:

  • познакомить с логическими блоками;
  • закрепить названия геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой — маленький», «толстый – тонкий».

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

 Скачать конспект

Описание игры:

  • Педагог показывает ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просит его показать такую же.
  • Педагог показывает ребенку большую фигуру и просит показать все большие фигуры.
  • Педагог показывает ребенку фигуру, уточняет ее форму, и просит показать такую же фигуру.
  • Педагог показывает ребенку толстую (тонкую) фигуру и просит показать такую же.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: формировать умение у детей группировать блоки по цвету (синий, красный), развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, 2 ведра, игрушка Кот.

Описание игры:

- Дети, посмотрите, котик наловил рыбы, и просит нас помочь ему, разложить рыбу по ведёркам.

- Поможем котику?

- Ой, посмотрите, сколько много рыбы поймал котик. В синее ведро надо сложить рыбу синего цвета, а в красное ведро – рыбу красного цвета. (дети раскладывают рыбу по вёдрам).

- Рыбу какого цвета положили в синее ведро? А в красное ведро?

- Молодцы, помогли котику.

(далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее — по форме)

Дидактическая игра «Садовники»

Цель: формировать умение у детей группировать блоки по цвету, развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, 3 обруча (красный, жёлтый, зеленый — клумбы), кукла.

Ход.

- Дети, сколько у куклы Маши клумб?

- Скажите, какого цвета клумбы? (ответы детей)

- Кукла Маша хочет посадить цветы на эти клумбы и просит вас помочь ей. Поможем?

- Маша, расскажи, какие цветы надо посадить?

- Цветы красного цвета – на красную клумбу. Синего цвета цветы на зелёную клумбу и цветы жёлтого цвета – на жёлтую клумбу.

Дети раскладывают цветы по клумбам.

- Цветы какого цвета растут на красном клубе? А на жёлтой клумбе? На синей?

Кукла Маша благодарит детей за помощь. (далее можно раскладывать цветы по форме в заданные обручи)

Дидактическая игра «Подарки для кукол»

Цель: формировать умение у детей группировать блоки по форме, развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, 2 куклы.

Описание игры:

- Дети, сегодня у куклы Кати и у куклы Тани день рождения. Им подарили подарки, но они не могут разобраться кому какие. Давайте им поможем, разделим подарки. Кукле Кате подарили подарки круглой формы, а кукле Тане – подарки треугольной формы.

Дети раскрадывают фигуры по форме.

- Подарки какой формы у куклы Кати? А у куклы Тани?

Куклы благодарят их за помощь.

(далее можно играть, используя круглую и квадратную формы и т.д.

Далее можно группировать блоки по двум признакам)

Дидактическая игра «Витамины»

Цель: учить детей группировать блоки по форме (квадратные, круглые). Развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, игрушки – медведь, зайчик, лиса.

Описание игры:

- Доктор Айболит послал витамины для больных зверей и просит вас помочь ему раздать их. Медведю – витамины круглой формы, зайчику – витамины треугольной формы и лисичке – витамины треугольной формы.

- Витамины какой формы у медведя? У зайчика? А у лисички?

- Молодцы!

(далее можно играть, группируя блоки по форме; по двум признакам)

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -1

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Описание игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение угадывать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Описание игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Дидактическая игра «Домик для гнома»

Цель: формировать умение у детей собирать из четырёх частей (блоков) целое (домик), развивать мышление, внимание, память.

Материал: 4 Блока Дьенеша (красный, большой, прямоугольный и треугольный, синий, большой, прямоугольный и треугольный блоки, картинка с изображением домика, игрушка Гном.

Описание игры:

- Ветерок-проказник сломал домик у Гномика. И теперь ему негде жить. Что же делать? Кто ему поможет? (ответ детей)

- С чего начнём строить домик? (ответ детей)

- Начнём строить со стен. Возьмите прямоугольный блок красного цвета и поставьте его слева, а прямоугольный блок синего цвета – справа.

- Чего не хватает у домика? (ответ детей)

- Правильно, нет крыши. Какой формы крыша? Возьмите треугольный блок синего цвета и положите его над красным блоком прямоугольной формы. Теперь возьмите красный блок прямоугольной формы и положите его над синим блоком прямоугольной формы.

(гном благодарит детей за помощь)

- Сколько блоков понадобилось для постройки стен? Какой формы? Какого цвета?

- Сколько блоков понадобилось для постройки крыши? Какой формы? Какого цвета?

Дидактическая игра «Поручения»

Цель: развивать умения сравнивать предметы по цвету и толщине.

Материалы: набор блоков Дьенеша.

Описание игры: педагог даёт поручения: одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры; второму — синие, тонкие; третьему — жёлтые, толстые и т. д.

Дидактическая игра «Найди такой же»

Цель: развитие умения сравнивать фигуры по величине. Материалы: обручи, набор блоков Дьенеша.

Описание игры: Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Цель: развитие умения соотносить величину предмета с движением.

Материалы: набор блока Дьенеша.

Описание игры: Если дети видят большой блок – хлопают в ладоши, маленький блок – топают ногами.

Дидактическая игра «Мышки – норушки»

Цель игры: развитие умения различать цвета.

Материалы: игрушка мышка, набор блоков Дьенеша, корзинка.

Описание игры: к детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определенного цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Дидактическая игра «Конструктор»

Цель: формировать умение детей выкладывать картинку с использованием наглядной схемы; развивать логическое мышление, память

Материал: схемы, набор блоков Дьенеша

Описание игры: перед началом игры педагог совместно с детьми рассматривают изображение: вспоминают названия фигур и их цвет, размер. Затем приступают к выкладыванию картины по схеме.

В процессе игр, дети приобретают:

  • представление о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цвете (красный, жёлтый, синий), и размере (большие, маленькие) фигур
  • расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, жёлтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, жёлтые)», «все большие (маленькие)», «все квадратные (круглые, треугольные, прямоугольные)»

«все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный» и д.р.

  • умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла «такой же по форме»;
  • умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»
  • внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления
  • умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год