Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр
Математика детям
Автор: Цицура Луиза Шамиловна   
09.06.2023 19:00

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр

Развитие элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения.

 

Цель: создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить учебную, научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей младшего возраста; использовать разработанный материал на занятиях по формированию элементарных математических представлений
  3. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  4. Воспитывать интерес к занятиям по развитию элементарных математических представлений.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей.

В процессе изучения литературы по данной теме составила картотеку дидактических игр и изготовила игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста:

- дидактические игры на формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер; выделение признаков различия и сходства. ( «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки», «Подбери чашки к блюдцам», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики», «Подбери горшок цветочку»).

- дидактические игры на объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру; выделение части группы; нахождение «лишних» предметов. ( «Найди пару», «Домики для медвежат», «Три медведя», «Что лишнее?», «Что изменилось?»).

- дидактические игры на сравнение групп предметов по количеству; знакомство с понятиями «один», «много», «ни одного», «столько же», «больше», «меньше». ( «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Бабочки и цветы», «Угости ежика яблоком», «Возьми столько же», «Дай мишке больше, а мышке меньше»)

- дидактические игры на формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине, ширине, высоте: «длиннее — короче», «шире-уже», «выше-ниже». ( «Что уже, что шире?», «Длинная – короткая ленточка», «Выше-ниже».)

- дидактические игры на знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством, порядок следования числительных в пределах 5. ( «Угостим белочек грибочками», «Угостим зайчат морковкой», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».)

- дидактические игры на знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. ( «На какую фигуру похож предмет», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме», «Собери машину»).

- дидактические игры на формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.; формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь; зима, весна, лето, осень. ( «Возьми игрушку», «Магазин игрушек», «Что внутри, а что снаружи?», «Что и когда мы делаем?», «Когда это бывает?»).

Работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр дала свои результаты. Создана предметно-пространственная среда по познавательному развитию в группе. Была проведена работа с детьми по формированию элементарных математических представлений. Дети с удовольствием играют с играми самостоятельно и совместно с воспитателем. Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру); умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте; учатся обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; знают геометрические фигуры, соотносят цифру с количеством; ориентируются в расположении частей собственного тела, в пространстве относительно себя, различают и называют части суток, времена года. Также проведена работа с родителями: проведение индивидуальных бесед, консультаций для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», рекомендация «Как научить детей определять свойства предметов».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год