Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр |
Математика детям | |||
Автор: Цицура Луиза Шамиловна | |||
09.06.2023 19:00 | |||
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр Развитие элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения.
Цель: создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр. Задачи:
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей. В процессе изучения литературы по данной теме составила картотеку дидактических игр и изготовила игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: - дидактические игры на формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер; выделение признаков различия и сходства. ( «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки», «Подбери чашки к блюдцам», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики», «Подбери горшок цветочку»). - дидактические игры на объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру; выделение части группы; нахождение «лишних» предметов. ( «Найди пару», «Домики для медвежат», «Три медведя», «Что лишнее?», «Что изменилось?»). - дидактические игры на сравнение групп предметов по количеству; знакомство с понятиями «один», «много», «ни одного», «столько же», «больше», «меньше». ( «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Бабочки и цветы», «Угости ежика яблоком», «Возьми столько же», «Дай мишке больше, а мышке меньше») - дидактические игры на формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине, ширине, высоте: «длиннее — короче», «шире-уже», «выше-ниже». ( «Что уже, что шире?», «Длинная – короткая ленточка», «Выше-ниже».) - дидактические игры на знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством, порядок следования числительных в пределах 5. ( «Угостим белочек грибочками», «Угостим зайчат морковкой», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».) - дидактические игры на знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. ( «На какую фигуру похож предмет», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме», «Собери машину»). - дидактические игры на формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.; формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь; зима, весна, лето, осень. ( «Возьми игрушку», «Магазин игрушек», «Что внутри, а что снаружи?», «Что и когда мы делаем?», «Когда это бывает?»). Работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр дала свои результаты. Создана предметно-пространственная среда по познавательному развитию в группе. Была проведена работа с детьми по формированию элементарных математических представлений. Дети с удовольствием играют с играми самостоятельно и совместно с воспитателем. Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру); умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте; учатся обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; знают геометрические фигуры, соотносят цифру с количеством; ориентируются в расположении частей собственного тела, в пространстве относительно себя, различают и называют части суток, времена года. Также проведена работа с родителями: проведение индивидуальных бесед, консультаций для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», рекомендация «Как научить детей определять свойства предметов».
|