Статья на тему: «Блоки Дьенеша – как средство развития математических представлений у дошкольников» |
Математика детям | |||
Автор: Шелехова Людмила Федоровна | |||
21.03.2023 06:32 | |||
Статья на тему: «Блоки Дьенеша – как средство развития математических представлений у дошкольников» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Логико-математические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствуют становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через логико-математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками Дьенеша. Это универсальная развивающая игра, которая позволяет: познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; развивать пространственные представления; развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации); усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения; развивать познавательные процессы, мыслительные операции; развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; развивать речь. Прежде, чем приступить к играм и упражнениям детям нужно дать возможность познакомиться с логическими блоками. В процессе различных, манипуляций дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщин. Вместе с детьми договориться, что вместо слова «блок», будем использовать слово «фигура». Для наиболее успешного ознакомления детей со свойствами блоков необходимо предлагать следующие игры и упражнения: Дидактические упражнения: «Цепочка», «Второй ряд», «Чудесный мешочек», «Домино» помогают детям освоить свойства фигур, понять выражения, «такой же», «не такой» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине). Дидактические упражнения «Засели домики», «Дорожки», «Раздели блоки» и другие дают возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением: количества свойств. Обязательным этапом работы с фигурами знакомство детей с карточками, на которых, изображены свойства фигур. Дети узнают, как обозначается форма, цвет, величина, толщина. Рассматривая фигуры и пользуясь карточками, дети сами дают имя каждого блока. Для этого можно использовать следующие игровые упражнения: «Все в ряд», «Кто быстрее соберёт блоки», «На своё место», «Угощение для зверей», «Построй дом». В игре «Заполни аквариумы» детям предлагается следующее задание запустить в каждый из двух (трёх) аквариумов «рыбок» с заданными свойствами. Затем предлагается определить, какие рыбки попадут в сообщающиеся аквариумы. Если ребенок ошибается – «рыбка» уплывает из аквариума. В таких играх, как «Заполни аквариумы», «Садовники» перед детьми ставится не только задача научиться определять основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки, но и учатся действовать в соответствии с правилами игры. В процессе выполнения действий по правилам дети осваивают знаковые системы, схемы, модели, учатся их расшифровывать, познают логические связи между последовательными этапами какого-либо действия. Для формирования у детей представлений о простейших алгоритмах лучше использовать дидактические упражнения: «Разноцветные дорожки», «Поиск закономерностей», «Постучись в дверь» и т.д. Для более успешного овладения числами и цифрами, арифметическими действиями, различением предметов по их свойствам, можно предложить детям упражнения «Собери цепочку», «Путешествие», «Рукодельница», «Расставь числа», «Математические бусы», «Арифметическое домино». В результате этих упражнений у детей развились способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении действий. У детей сформировался интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
|