Палочки Кюизенера — средство для освоения детьми математических понятий |
Математика детям | |||
Автор: Елпашева Татьяна Николаевна | |||
20.03.2023 10:27 | |||
Палочки Кюизенера — средство для освоения детьми математических понятий Воспитатель МАДОУ ДС №49 «Родничок» г. Нижневартовска Елпашева Татьяна Николаевна Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. C понятием число и множество помогают познакомить детей «Палочки Кюизенера». С помощью цветных палочек легко подвести дошкольников к осознанию отношений больше — меньше, больше – меньше на…, научили делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнялись в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подошли к понятиям сложение и вычитание чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. Для ознакомления детей с палочками Кюизенера можно предложить следующие задания: Найди и покажи палочку такого же цвета (размера). Назови цвета всех палочек, лежащих на столе. Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет. Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?
Задание на закрепление эталона цвета: Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета. Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат). Задание на измерение: Узнай длину ленты, измерь разными мерками. Задача на формирование представлений о различных параметрах величины: Строим высокие и низкие заборы. Какой вагон длиннее и выше? Почему? Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты. Строим мосты различной длины и ширины. Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число? Склады числа из единиц. Склады числа из двух меньших чисел. Узнай номера домиков. Найди пропущенную ступеньку. Задание на понимание детьми сущности арифметических действий: Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Эти игры используются как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в самостоятельной. У детей тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить. Игры и упражнения с волшебными палочками «Знакомство»
Игра «Печенье» Цель. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое. Материал. Цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых. Описание: Педагог говорит: «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье. Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько? (Показывает голубую палочку.) Что для этого нужно сделать?» (Измерить.) После выполнения задания детьми педагог уточняет, сколько получилось печенья. Вопросы – Какая часть приходится на одно печенье? – Что больше: целое или часть? – Что меньше: часть или целое? – Сколько частей в целом? – Покажите одну шестую, две шестых, три шестых. Задается провокационный вопрос: «Можно показать одну пятую?» Дети объясняют, почему ее нельзя показать. Воспитатель спрашивает: «Кого бы вы хотели угостить этим печеньем?
|