Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр
Математика детям
Автор: Филина Светлана Владимировна   
15.03.2023 16:47

Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игрРазвитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр

С.В. Филина Педагог дополнительного образования

Дошкольный возраст – это наиболее важный период для развития различных психических процессов ребенка. Его интеллектуальных способностей, основ будущего поведения, мотивационной сферы, развития воображения, творческих способностей и общей инициативности. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста.

Все психические процессы у детей лучше формируются во время наиболее привычной для него деятельности – игры.

 

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает наблюдательность, ловкость, фантазию, память, учится анализировать и размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Известно, что игры бывают разные: и сюжетные, и ролевые, и словесные, и подвижные, и дидактические. Из всего многообразия игр, основой для успешного всестороннего развития детей, являются развивающие игры.

Одним из разделов формирования элементарных математических представлений является развитие пространственных представлений. Формирование пространственных представлений у детей начинается с восприятия ребенком собственного тела. Детям дошкольного возраста часто бывает трудно правильно ориентироваться в пространстве. Многие дети часто путают правую и левую руку, а также направление – налево, направо. Но ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.).

Хорошими помощниками для обучения детей пространственным понятиям являются дидактические игры:

  • дидактические игры, направленные на пространственные представления с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади;
  • дидактические игры, направленные на пространственные представления с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»;
  • дидактические игры, направленные на определение словом положения того или иного предмета по отношению к другому;
  • дидактические игры, направленные на ориентировку в трехмерном пространстве, в движении (как усложнение: закрытыми глазами);
  • дидактические игры, направленные на ориентировку на плоскости, ориентировку на листе бумаги, в том числе на листе бумаги в клетку.

Очень интересны детям игры-путешествия, квест-игры «Поиски клада», занимательные игры-поручения, в которых содержатся разнообразные способы решения пространственных ориентировок.

Большая роль отводится подвижным играм. В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. В подвижных играх детям даются ориентировки бега, ходьбы, бросания. Это различные игры-соревнования, хороводы с заданиями и прочее:

  • «Жмурки с колокольчиком»
  • «Бездомный заяц»
  • «Кот и мыши»
  • «У медведя во бору»
  • «Цветные автомобили»
  • «Найди свой домик»
  • «Прятки»
  • «Найди свое место»
  • «Найди, где спрятано»
  • «Мы веселые ребята»
  • «Мышеловка»
  • «Караси и щука»
  • «Хитрая лиса»
  • «Найди и принеси»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Ловишки»

Не менее интересны словесные игры и подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок с математическим содержанием. «Кто правильно назовет?», «Назови соседей», «Найди картинку и назови ее», «Кто, где живет». Игры-беседы по картинам, где дети описывают или отвечают на вопросы о пространственном расположении предметов на картинах.

Одними из развивающих игр являются игры-лабиринты. Существует огромное множество игр-лабиринтов, все они развивают пространственное мышление. Они отличаются большим разнообразием, а также сложностью прохождения. И если самые простые лабиринты способен пройти даже дошкольник, то серьезные головоломки-лабиринты с первого раза не под силу даже взрослым.

Игры-лабиринты развивают наблюдательность и глазомер, образное мышление, зрительно-пространственную память, активизируют деятельность всех анализаторов. Они координируют движения руки и глаза, развивают тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.

Существует ряд разновидностей лабиринтов для детей:

  • Лабиринты с закрепленными деталями. Это игрушки для самых маленьких исследователей. Имеют вид пластиковой или деревянной основы, на которой закреплены металлические прутья, имеющие замкнутый круг. На таких прутьях располагаются разноцветные движущиеся детали, которые можно перемещать в разных вариантах и комбинациях.
  • Пластиковые или деревянные объемные лабиринты с маленькими шариками, которые надо довести до нужного места правильным наклоном игрушки. Улучшают координацию рук, тренируют ловкость.
  • Конструкторы. Эта игрушка уже более сложная, поскольку требует от ребенка собрать лабиринт таким образом, чтобы по нему можно было беспрепятственно прокатить шарик.
  • Лабиринт — настольная игра. Сможет увлечь целую компанию 5-8 летних детей. Помогает не только в развитии мышления, но и в развитии коммуникативных качеств.
  • Словесные лабиринты-кроссворды. Это схема с размещенными в узловых местах буквами, передвигаясь по которой необходимо найти выход из запутанной ситуации, параллельно собирая буквы в слова.
  • Лабиринты, нарисованные на страницах печатных изданий. В ходе такой игры ребенку может быть предложено собрать определенное слово, число, провести сказочного героя к цели, нарисовать изображение и многое другое.

Дидактическая игра в занимательной форме позволяет знакомить детей с явлениями окружающего мира. Используя подобные игры для ознакомления с пространственными направлениями и обучения ориентировке в пространстве, расширяется круг детских представлений, и вместе с тем развивается детская любознательность, активность, воспитывается стремление узнавать, что-то искать, проявлять усилие и находить. Игры вызывают эмоциональный отклик у детей и познавательный интерес, радуют, влияют на развитие детской деятельности. Все вместе взятое обогащает духовный мир детей, содействует их общему умственному развитию.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год