Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр |
Математика детям | |||
Автор: Филина Светлана Владимировна | |||
15.03.2023 16:47 | |||
Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр С.В. Филина Педагог дополнительного образования Дошкольный возраст – это наиболее важный период для развития различных психических процессов ребенка. Его интеллектуальных способностей, основ будущего поведения, мотивационной сферы, развития воображения, творческих способностей и общей инициативности. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста. Все психические процессы у детей лучше формируются во время наиболее привычной для него деятельности – игры.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает наблюдательность, ловкость, фантазию, память, учится анализировать и размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Известно, что игры бывают разные: и сюжетные, и ролевые, и словесные, и подвижные, и дидактические. Из всего многообразия игр, основой для успешного всестороннего развития детей, являются развивающие игры. Одним из разделов формирования элементарных математических представлений является развитие пространственных представлений. Формирование пространственных представлений у детей начинается с восприятия ребенком собственного тела. Детям дошкольного возраста часто бывает трудно правильно ориентироваться в пространстве. Многие дети часто путают правую и левую руку, а также направление – налево, направо. Но ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.). Хорошими помощниками для обучения детей пространственным понятиям являются дидактические игры:
Очень интересны детям игры-путешествия, квест-игры «Поиски клада», занимательные игры-поручения, в которых содержатся разнообразные способы решения пространственных ориентировок. Большая роль отводится подвижным играм. В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. В подвижных играх детям даются ориентировки бега, ходьбы, бросания. Это различные игры-соревнования, хороводы с заданиями и прочее:
Не менее интересны словесные игры и подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок с математическим содержанием. «Кто правильно назовет?», «Назови соседей», «Найди картинку и назови ее», «Кто, где живет». Игры-беседы по картинам, где дети описывают или отвечают на вопросы о пространственном расположении предметов на картинах. Одними из развивающих игр являются игры-лабиринты. Существует огромное множество игр-лабиринтов, все они развивают пространственное мышление. Они отличаются большим разнообразием, а также сложностью прохождения. И если самые простые лабиринты способен пройти даже дошкольник, то серьезные головоломки-лабиринты с первого раза не под силу даже взрослым. Игры-лабиринты развивают наблюдательность и глазомер, образное мышление, зрительно-пространственную память, активизируют деятельность всех анализаторов. Они координируют движения руки и глаза, развивают тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины. Существует ряд разновидностей лабиринтов для детей:
Дидактическая игра в занимательной форме позволяет знакомить детей с явлениями окружающего мира. Используя подобные игры для ознакомления с пространственными направлениями и обучения ориентировке в пространстве, расширяется круг детских представлений, и вместе с тем развивается детская любознательность, активность, воспитывается стремление узнавать, что-то искать, проявлять усилие и находить. Игры вызывают эмоциональный отклик у детей и познавательный интерес, радуют, влияют на развитие детской деятельности. Все вместе взятое обогащает духовный мир детей, содействует их общему умственному развитию.
|