Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» |
Математика детям | |||
Автор: Кравцова Татьяна Николаевна | |||
06.02.2023 09:25 | |||
Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь» М. Вайнапель Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловлены нарушениями общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. С каждым годом количество детей с ОВЗ растёт. Причины появления детей с ОВЗ: 1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком, низкий уровень образования родителей, вредные привычки у родителей, экология. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Типичными проблемами детей с ОВЗ могут быть: низкая мотивация к познавательной деятельности, нарушение координации движений, плохое понимание инструкции, низкий уровень развития речи и мышления, низкая самооценка, высокий уровень психосоматического напряжения, нуждаются в постоянной помощи взрослого, повышенная возбудимость и утомляемость. Исходя из проблем физического и психологического состояния детей с ОВЗ, занятия должны быть:
Развитие интеллекта ребёнка и всех когнитивных функций наблюдается на более высоком уровне у тех детей, которые усваивают информацию во время движения. В дошкольном возрасте развитие головного мозга и двигательная активность неразрывно связаны. Известно, что долгое пребывание ребёнка в статическом положении приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. Рассмотрим влияние движения на развитие головного мозга ребенка. В исследованиях американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, в процессе физической активности образовывались новые межнейронные связи и появлялись новые нервные клетки. У физически активных людей, участвующих в исследовании, наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды, за что отвечает компенсирующая функция организма. Это свидетельствует о том, что под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. Для развития новых нейронных связей необходимы определенные условия: наличие двигательной активности, положительная эмоциональная обстановка, отсутствие перегрузок организма. В настоящее время появляется множество различных инновационных технологий, направленных на развитие интеллекта детей. Одной из таких технологий является технология «Обучение в движении» Марка и Татьяны Вайнапель. Данная технология решает множество задач в обучении детей с ОВЗ. Одна из них ориентирована на модальность восприятия (одно из основных свойств) информации детьми в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают информацию кинестетически, то есть в движении. Ребёнку для лучшего понимания новых знаний необходимо «прожить» ситуации задачи, потрогать и передвинуть предметы. Только после этого пройденный материал действительно ребёнок запомнит и поймет. Технология «Обучение в движении» направлена на развитие познавательной деятельности детей с помощью игр в движении (VayToy), которые научат ребёнка двигаться, общаться, договариваться, взаимодействовать, радоваться, поддерживать. Игры предназначены для детей от 2 до 8 лет. Могут использоваться с группой детей или индивидуально. Имеют длительный срок службы и соответствуют гигиеническим требованиям для ДОО. Имеют невысокую стоимость. Могут применяться ежедневно в процессе образовательной деятельности и в процессе свободной игры. Игры VayToy:
Изданы методические пособия:
Достижения:
Для математического развития на сайте VayToy представлены следующие методические пособия: 1. «Форма, цвет, размер»: Набор содержит: игровое поле, фигуры большие и малые, мешочки для сортировки фигур. С помощью данного пособия дети знакомятся с основными цветами, сопоставляют размеры фигур, формы, учатся ориентироваться в пространстве, составляют простые цветовые ряды, составляю различные образы. 2. «Медовое сражение»: Набор состоит из игрового поля, мешочков с песком и фишек для подсчета результата. Пособие решает следующие задачи: изучение состава числа, решение простых примеров, развитие координации движения и глазомер, тренирует ловкость. 3. «Логика» Пособие содержит игровое поле, фигуры и блокнот с заданиями. С этим набором можно играть в большое количество игр, например:
Татьяна Вайнапель разработала пособие к играм VayToy “Учить или играть». В нем представлены описание методических пособий и игр технологии «Обучение в движении». В процессе образовательной деятельности было принято решение доработать данные игры. Решили сделать:
Изменение пособий привело к появлению множества новых игр, которые разнообразили не только занятия по формированию элементарных математических представлений, но и многие другие направления познавательного развития.. В результате применения технологии «Обучение в движении»:
|