Дидактическая игра «Танграм» |
Математика детям | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
04.01.2023 10:14 | |||
Дидактическая игра «Танграм» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна Актуальность: Головоломки – игрушки на все времена. С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра — головоломка «Танграм». В наше время тоже очень много людей, которые увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Это способ развлечения и возможность развития логического мышления и геометрической интуиции.
Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами. Магический квадрат, как и другие логические задачи и головоломки, отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер. Пояснительная записка. Логическое мышление в дошкольном возрасте формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи развивающих игр-головоломок. Методическая ценность. В игре формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи. Возраст детей. 4+ Материал. Целлюлоза, бумага, пластик. Оборудование.
Цель: создание условий для развития наглядно-образного мышления, познавательных и творческих способностей, закрепление у детей знания геометрических фигур в процессе организации игры-головоломки «Танграм». Задачи:
Правила игры:
Игра №1 «Собери по схеме» Цель: Закрепление умения работать по схеме Взрослый показывает ребёнку карточку со схемой, ребёнок собирает фигуру соответствующую схеме. Игра№2 «Собери квадрат» Цель: закрепление умения собирать квадрат из геометрических фигур. Ребёнок выкладывает квадрат из разных геометрических фигур. Игра№3 «Повтори фигуру» Цель: воссоздание фигур по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Ребёнок повторяет фигуру по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Игра №4 «Придумай» Цель: Формирование умения детей творчески, нестандартно мыслить. Ребёнку нужно придумать и выложить свои фигуры, похожие на людей, животных и др. Игра №5 «Сочини сказку» Цель: Развитие умения детей творчески мыслить. Ребёнку предлагают сочинить сказки, где все предметы собраны из танграмов. С помощью танграма можно обыгрывать русские народные сказки. Например: «Теремок» Стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок. Кто в тереме живёт, кто в невысоком живёт. Ребята, а каких животных можно поселить в теремок? (дети собирают из танграма различных животных). Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. «Волшебный танграм» Цель: развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников через использование игры-головоломки «Танграм» Задачи:
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: геометрические фигуры разного цвета; танграм; квадраты и прямоугольники. Раздаточный материал: 3 прямоугольника и ножницы; игра «Танграм» и образцы; тетради в клеточку; карандаши. Предварительная работа: беседа с детьми: знакомство с головоломкой «Танграм» Ход занятия: Вводная часть Воспитатель с детьми стоят полукругом. В руках у детей геометрические фигуры разного цвета. Математическая разминка (порядковый счет). Жил осьминог со своей осьминожкой, И было у них осьминожков немножко. Все они были разного цвета: Первый – зеленый, (Встает ребенок с зеленой фигурой.) Второй – фиолетовый, (Встает ребенок с фиолетовой фигурой.) Третий – как зебра, весь полосатый, (Встает ребенок с полосатой фигурой.) Белые оба – четвертый и пятый, (Встает ребенок с белой фигурой.) Шестой – темно-синий от носа до ножек, (Встает ребенок с темносиней фигурой.) Желтый-прежелтый – седьмой осьминожек, (Встает ребенок с желтой фигурой.) Восьмой – словно спелая ягода, красный. (Встает ребенок с красной фигурой.) Словом, не дети, а тюбики с краской. Основная часть Дети проходят за столы, на которых лежат по 3 бумажных прямоугольника и ножницы. – Осьминог со своей осьминожкой сегодня делили на 2 части прямоугольники немножко... Но у них ничего не получилось. Поможем им. У вас на столах 3 прямоугольника. Их нужно разделить на 2 равные части, но по-разному. – Как можно назвать одну из частей? (Половина.) Как вы убедились в равенстве этих частей? (Наложением одной части на другую.) Дети выходят из-за столов, делятся на 3 команды. У каждой команды логические квадраты. – Осьминожки играли с морскими ежами в прятки. Ежи спрятались, и осьминожки не могут их отыскать. – Помогите определить, какого цвета квадраты, под которыми спрятались морские ежи? – Вынырнули осьминожки из воды и увидели на берегу диковинное животное. Прибежали домой и рассказывают папе и маме, что видели. Потом взяли игру «Танграм» и выложили из геометрических фигур это животное. И вы попробуйте. Дети парами выкладывают за столами силуэт кенгуру из геометрических фигур. – Пригласили осьминожки своих друзей, морских ежей, покататься на плотах. Взяли они 2 плота и решили расположиться на них. Как вы думаете, на какой плот уместятся все осьминожки и морские ежи? Плоты (2 разноса) разного размера, осьминожки – это квадраты, ежи – прямоугольники. Дети устанавливают, какой плот больше, а какой меньше, раскладывая геометрические фигуры на коробках-плотах. – Почему не уместились морские животные на этом плоту? (Он по размеру меньше.) Да, площадь его меньше, а площадь другого плота больше. – Осьминожки говорят вам спасибо за умелые действия и приглашают за столы поработать в тетрадях. Дети выполняют в тетрадях задания. Заключительная часть Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Скажите, что вам запомнилось больше всего (дети высказываются по кругу). Рефлексия «Нарисуй настроение» Дорисуйте, пожалуйста, на смайликах свое настроение.
|