Дидактическая игра «Занимательная математика» |
Математика детям | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
04.01.2023 10:08 | |||
Дидактическая игра «Занимательная математика» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна Актуальность. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным» Б. Паскаль Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества образования в детских образовательных учреждениях и практической потребностью в использовании в ДОУ современных образовательных программ. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования использование игровых технологий в образовательном процессе детского сада поможет расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также будет способствовать целенаправленному формированию математических представлений. Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть.
Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Математическое развитие в свете современных требований изменилось, стало ориентироваться на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний. Отсюда следует, что процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен:
Пояснительная записка. В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми, с родителями, в методической работе. Как говорил К.Д. Ушинский, что «Детская природа требует наглядности». И это не картинки, таблицы или схемы, а более близкая к детской природе игра, пусть даже если и научно-познавательная. Игры, в том числе и математические, несут в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Следует обратить внимание на то, что игровые технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления. Методическая ценность. Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, которая не только поможет с пользой провести своё свободное время, но и будет способствовать развитию математических умений и знаний, развитию зрительных и слуховых восприятий, внимание, память, мышление. Кроме этого данная игра поможет стимулировать детей к анализу игровых ситуаций, побуждать к рассуждению и пояснению своих действий, сформировать культуру общения. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи. Возраст детей. От 5 лет до 8 лет. Материал. Картон, бумага, ковролин, липучка велькро, пластик. Оборудование.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий. Задачи: 1. Развивать у детей познавательные способности: любознательность, логическое мышление, самостоятельность, умение устанавливать закономерности, находить оптимальные решения. 2. Внедрить игровые технологии в образовательный процесс с дошкольниками. 3. Повысить мотивацию детей, интерес к занятиям математикой за счет игры. Игра №1 «Столько, сколько» Цель: закрепление количественных представлений. Взрослый показывает ребёнку карточку с цифрой, ребёнок прикрепляет крокодилу количество зубов соответствующее цифре. Игра№2 «Постройся по порядку» Цель: закрепление умения детей в счёте до 10. Ребёнок выкладывает карточки с цифрами по порядку. (Можно усложнять задание, начиная с любой карточки с цифрой) Игра№3 «Исправь ошибку» Цель: закрепление умения детей в счёте до 10. Взрослый предлагает детям разложить цифры по порядку. Один ребёнок из пары закрывает глаза, другой — переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, первый ребёнок отмечает, что изменилось. Если он ответил правильно, то становится ведущим. Игра продолжается. Игра №4 «Найди соседей» Цель: Формирование умения детей называть соседей чисел. Взрослый объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее — меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее — больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа». Игра №5 «Сколько» Цель: Развитие умения детей записывать и решать примеры. Взрослый предлагает посчитать, сколько у крокодила зубов сверху, сколько снизу. Спрашивает, сколько всего. Можно спросить, на сколько больше или меньше. (Примеры на вычитание) Предлагает записать пример на карточке и решить его. Так же можно поиграть на больше, меньше, равно. (Игра на сравнение) Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. «Занимательная математика» Цель: повторение и закрепление умения детей в решении примеров в пределах 10 посредствам дидактической игры «Занимательная математика» Задачи:
Методические приемы:
Раздаточный материал:
Ход непосредственной образовательной деятельности: 1. Организационный момент. Собрались все дети в круг Я — твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. (Воспитатель читает детям письмо.) Дети находят в группе письмо. Приносят воспитателю. Воспитатель: Что это ребята? (письмо). Кто приносит письма? Как называется эта профессия? Письмо пришло вчера, что это был за день недели? Для этого давайте вспомним, какой сегодня день недели? А сколько всего дней в неделе? (Ответы детей.) Ребята, вам интересно, кто прислал нам письмо? Письмо прислали жители страны «Математики». Послушайте, что они пишут: “Дорогие ребята, здравствуйте! Очень хотим пригласить вас в путешествие по удивительно красивой стране математики, но нас заколдовали. В стране математики случилась беда – его захватили злые волшебники. Жителям нашей страны нужна помощь. Мы надеемся, что вы не оставите нас в беде, и пройдете все испытания, которые встретятся вам на пути, и сможете расколдовать нашу стану и освободить её жителей. Жители страны математики. Воспитатель: Поможем? Ребята вы любите математику? (Ответ ты детей.) Уверены в своих силах и знаниях? (Ответ ты детей.) Тогда отправляемся в математическую страну! Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие? Отправимся в дальнее путешествие на «Летучем корабле». «Летучий — корабль» полетит лишь в том случае, если дети скажут заклинание. Оно станет волшебным лишь после того, как вы выполните задание. 1. Ориентировка во времени. Дети, назовите части суток. (Утро, день, вечер, ночь) – Какой сегодня день недели? – Какой был вчера день недели? – Какой будет завтра день недели? – Какой день недели будет послезавтра? – Какие времена года знаете? Назовите. – Сколько месяцев в году? Назовите. Молодцы, все справились с заданием, и мы можем продолжать путешествие! 2. Ребята, злые волшебники заколдовали цифры, и они перепутали, кто с кем живет по соседству, поможем им! «Соседи» (Д. И. «Занимательная математика») Игра №4 «Найди соседей» Цель: Формирование умения детей называть соседей чисел. Взрослый объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее — меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее — больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа». Молодцы все справились с заданием! Мы не будем останавливаться и продолжим спасать жителей математической страны. Дети садятся на «Летучий- корабль». Воспитатель: Мы прилетели на сказочную поляну «Примеркино» На ней нам предстоит решать примеры. Игра №5 «Сколько» Цель: Развитие умения детей записывать и решать примеры. Взрослый предлагает посчитать, сколько у крокодила зубов сверху, сколько снизу. Спрашивает, сколько всего. Можно спросить, на сколько больше или меньше. (Примеры на вычитание) Предлагает записать пример на карточке и решить его. Так же можно поиграть на больше, меньше, равно. (Игра на сравнение) Проходим за столы. Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнём. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Кулачки мы вместе сложим – Нашим пальчикам поможем, Разогнуться и подняться. И друг с другом повстречаться Снова кулачки прижмем Разгибаем, загибаем Снова в кулачки сжимаем. Заниматься продолжаем. Воспитатель: Чтобы мы с вами могли путешествовать дальше, нужно выполнить следующее задание. “Где правая, где левая”. Дети работают за столами. У каждого ребёнка листочек, цветные карандаши. Ориентировка на листе. (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник, трапеция) Молодцы, все справились с заданием, и мы можем продолжать путешествие. Физкультурная минутка. Мы сначала будем хлопать А затем мы будем топать А сейчас мы повернёмся И все вместе улыбнёмся. Воспитатель: Вот мы с вами и подошли к последнему испытанию. Здесь нас ждут с вами загадки: - Сколько спинок у трех свинок? (3) - Сколько хвостов у двух котов? (2) - Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5) - Сколько рогов у двух быков? (4) - Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4) - Сколько задних лап у двух зайчат? (4) - Сколько домишек у ста муравьишек? (1) -Сколько ушей у трёх мышей? (6) -Сколько лап у двух медвежат? (8) -Сколько орехов в пустом стакане? (0) (Ответы детей.) Воспитатель: Мы с вами освободили жителей волшебной страны, расколдовали их страну. Воспитатель: «Молодцы!» Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось. Возвращение в детский сад. -Ребята, нам нужно возвращаться в детский сад. - Давайте поговорим о наших невероятных приключениях. -Ребята, какое задание было самым интересным? -Какое задание вам показалось самым сложным? -А какое было самым легким? -А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. - А за разговорами мы и не заметили, как мы с вами оказались в детском саду. Я вас всех благодарю за активное участие. -Рефлексия. Дети если вам понравилось наше путешествие то нарисуйте солнышко, радугу, если нет, то нарисуйте дождик тучку
|