Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Математика детям
Автор: Орлова Вера Игоревна   
03.12.2022 16:42

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельностьФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

В первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.

 

Среди ступеней образования первая роль принадлежит учреждению дошкольного образования, которое выполняет важную роль по формированию ребенка и его развитию. Для развития ребенка как личности, так и для его интеллектуального развития большую роль играет развитие элементарных математических представлений.

В современное время математика нужна большому количеству людей разнообразных профессий. Это можно объяснить тем, что результатами обучения математике являются не только математические знания, полученные во время обучения, но развитие многих психических процессов. Это дает возможность для развития логического мышления детей в процессе их обучения с дошкольного возраста. Математика дает большие возможности для развития мышления, учит сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, обосновывать правильность решения. Все эти качества пригодятся детям в обучении не только математике, но и в изучении других образовательных областей, а также в жизни.

Главной формой работы и основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, значит и на занятиях преобладающими являются игровые методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Игра для дошкольников – любимая и важная форма деятельности, оказывающая большое влияние на развитие дошкольника. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводится большая роль. Одним из видов игры является дидактическая игра.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Детей в дидактических играх больше интересует игровая ситуация, а не заметно для себя они решают дидактическую задачу.

Дидактическая игра играет большую роль в формировании у детей элементарных математических представлений. Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Игра – один из методов обучения детей, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений в игровой форме позволяют расширять и углублять знания дошкольников. Несомненно, игра с элементами обучения поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Дидактическая игра как разновидность игры, наиболее эффективно в сочетании игрового содержания и наглядно — образного мышления. Она дает возможность ребёнку наблюдать, сравнивать, сопоставлять и классифицировать предметы по тем или иным признакам. При этом у детей развиваются произвольная память и внимание.

Выстраивая работу по формированию элементарных математических способностей посредствам дидактических игр, можно использовать некоторые принципы обучения:

  1. Доступность — это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей (с учетом уровня развития и подготовленности детей);
  2. Непрерывность — в нынешнее время образование должно формировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своих знаний;
  3. Целостность — это единство образовательной, развивающей и воспитательной функции;
  4. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений о математике в различных видах деятельности ребенка;
  5. Принцип преемственности предполагает установление необходимых связей и правильных соотношений между различными частями учебного материала и организацией учебного процесса на разных ступенях его изучения.

Дидактическими играми математического содержания считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

  1. Количество и счет;
  2. Ориентировка во времени;
  3. Ориентировка в пространстве;
  4. Игры по изучению геометрических фигур;
  5. Логические задачи;
  6. Игры по ознакомлению с величиной.

К первой группе игр относится знакомство дошкольников с цифрами, соотнесение цифры с количеством предметов, чтобы сформировать у детей представление о взаимосвязи числа и цифры, а также знакомство с порядковым и обратным счетом. Такие дидактические игры как «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Кто знает, пусть дальше считает», «Назови предыдущее и последующие число» в игровой форме позволяют обучать знакомить детей с цифрами и математическими знаками, сравнивать количество предметов, формируют умения считать.

Вторая группа — это игры по ориентированию во времени. Они формируют знания детей о частях суток, временах года, названиях месяцев, их последовательностью. К этой группе игр можно отнести следующие игры «Времена года», «Живая неделя», «Когда это бывает?».

Третья группа игр на ориентировку в пространстве. Задача таких игр научить детей ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, определять свое место и место другого предмета по заданному условию. Например, «Следопыт», «Где что лежит?».

Четвертая группа игр для закрепления геометрических фигур. Дети учатся находить заданную фигуру среди множества фигур, проводить анализ и синтез. К таким играм относятся: «Формы», «Подбери пару», «Целое из частей». Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Пятая группа дидактических игр — это игры на развитие логического мышления. В обучении формированию элементарных математических представлений много дидактических игр, при решении которых у ребенка развиваются внимание, память, мышление, воображение. К ним можно отнести: «Чего не стало?», «Лабиринты?», «Какие окна должны быть в последнем домике?» и т.д.

И шестая группа игр — игры по ознакомлению с величиной. Целью таких игр является развитие умения сравнивать объекты окружающего мира по величине, развитие глазомера и зрительно-двигательной координации. Игры данной группы предназначены для закрепления умения пользоваться словами «больше-меньше», «короткий», «покороче». Например, «Разложи по размеру», «Больше-меньше» и другие.

Любая дидактическая игра математического содержания решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей. Потому использование системы игр позволяет более полно и комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития дошкольников.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего и среднего возраста – основной формой организации учебного процесса при формировании у детей элементарных математических представлений.

Разнообразные дидактические игры на развитие логического мышления несут в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения задач и целей таких игр ребенок включается в мыслительную деятельность, стремится достичь поставленной перед ним цели, тем самым развивая логическое мышление.

Успешность руководства дидактическими играми зависит от отбора и продумывания программного содержания, четкого определения задач, определения места и роли в воспитательном процессе, взаимодействия с другими играми и формами обучения. Педагогическое руководство должно развивать и поощрять познавательную активность, самостоятельность и инициативу дошкольников.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые полезные и увлекательные.

Формировать элементарные математические представления ребенок должен не только с образовательных областей в дошкольном учреждении, но и из своей повседневной жизни. Большую помощь в этом могут оказать родители ребенка.

Для обогащения опыта родителей можно использовать папки — передвижки, индивидуальные беседы, консультации. Можно использовать следующие консультации: «Игра в развитии математических способностей», «Формирование элементарных математических представлений дома», «Математика в повседневной жизни».

Использование дидактических игр на занятиях в дошкольном учреждении и в повседневной жизни ребенка способствует лучшему формированию элементарных математических представлений детей.

Следует отметить, что большинство занятий по математике представляют собой систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и делают различные открытия. В ходе этих игр создаются такие ситуации, где ребенку необходимо сделать свои умозаключения и выразить их в речи, проявить творчество, увидеть несколько вариантов решения одной проблемы.

Математика – один из наиболее трудных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Работа по формированию элементарных математических представлений у детей должна осуществляться во все этапы жизнедеятельности детей: в течение всего дня, в самостоятельную игровую деятельность, в образовательную деятельность, трудовую деятельность, прогулки.

Таким образом, в процессе дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Дидактические игры из области математики научат ребенка выполнять различные действия, разовьют память, мышление, творческие способности. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

В дидактических играх есть характеристики, которые оказывают положительное влияние на развитие элементарных представлений у дошкольников. Использование дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, приводит к успешному усвоению знаний по формированию математических представлений у детей.

Список литературы:

  1. Бородаева, В. В. О развитии деятельности счета у детей пятого года жизни / В. В. Бородаева // Молодежная наука: тенденции развития. – 2019. – № 2. – С. 35-41. – EDN UIGRFO.
  2. Бруцкая, О. С. Формирование элементарных математических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. С. Бруцкая // Молодежный исследовательский потенциал: Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 29 марта 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 17-21. – EDN QDRAQJ.
  3. Дешура, В. И. Формирование геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивных видов деятельности / В. И. Дешура // Молодая наука: Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, Ялта, 27–28 октября 2017 года / Научный редактор Н.Г. Гончарова. – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017. – С. 279-280. – EDN ZSOYBR.
  4. Плотникова, Л. В. К вопросу о специфике формирования элементарных математических представлений у детей в средней группы / Л. В. Плотникова // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Вольск, 25–28 ноября 2016 года / Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. – Вольск: ИЦ "Наука", 2017. – С. 72-73. – EDN CHAUEI.
  5. Столярова, Н. А. Развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений. Информационно-познавательный проект / Н. А. Столярова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 598-604. – EDN WYDXJX.
  6. Табакаева, И. В. Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста / И. В. Табакаева, О. И. Татукова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Материалы Межрегиональной научной конференции, Горно-Алтайск, 14 декабря 2017 года / Под ред. Г. Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. – С. 303-308. – EDN YWVMIS.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год