«Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития» |
Математика детям | |||
Автор: Казымова Екатерина Владимировна | |||
04.12.2022 21:07 | |||
«Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития» Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад г. п. Рощино» Казымова Екатерина Владимировна Цель данной работы — рассмотреть особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР. Задачи:
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос об особенностях развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития, а также необходимости организации целенаправленной коррекционной работы по формированию математических представлений у дошкольников данной категории.
Формирование элементарных математических представлений подразумевает знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с понятием «образование числа», количественным счётом, порядковым счётом. Умение присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени. Устанавливать последовательность событий. Конструирование: умение составлять предмет из частей, из палочек и т. д. Успешное обучение детей зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окружающий мир, и математические представления опосредованно связаны с этим миром. Математическая подготовка дает ребенку возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности. У детей с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися детьми имеется своеобразие в формировании познавательной деятельности. Практика обучения детей с задержкой психического развития свидетельствует о том, что математика часто для них является наиболее трудным предметом. Эти трудности объясняются, с одной стороны, спецификой самого предмета математики, с другой — особенностями познавательной деятельности детей данной категории. Одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков являются математические, так как носят достаточно отвлеченный характер. Математические знания и умения принадлежат к той категории знаний и умений, которые обеспечивают ориентировку человека в окружающем мире и помогают ему самостоятельно в нем функционировать, то есть, несмотря на их сложность, уже в дошкольном возрасте необходимо детей к ним приобщать. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок постоянно встречается с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения. Для овладения математикой ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь сравнивать предметы по некоторым параметрам: длине, ширине, тяжести. Дети с задержкой психического развития с трудом справляются с заданиями на порядковый счет, не могут начать и закончить счет на заданном числе. Обратного счета, как правило, нет. Дети выкладывают количество предметов на один больше или меньше, чем требовалось. Значительные затруднения вызывает состав числа. Дети с задержкой психического развития называют один вариант, причем только при наличии наглядной опоры в виде однородных предметов. Они легче ориентируются в пределах первых пяти чисел. Дети с задержкой психического развития не всегда понимают взаимно обратные отношения между смежными числами, поэтому затрудняются в названии предыдущего и последующего числа. Действуя с предметами, они умеют присчитывать и отсчитывать по одному. Но, если дети с нормальным развитием, как правило, могут сразу назвать количество, получившееся в результате пересчета, то дети с задержкой психического развития в большинстве случаев еще раз просчитывают результат. Большинство из них сопровождают счет развернутыми внешними действиями: например, считая предметы, называя числительные, отодвигая предметы или прикасаясь к ним. Нормально развивающиеся дети считают предметы, как бы, глазами. У детей с задержкой психического развития отмечается сниженная познавательная активность, недостаточный уровень сформированности основных мыслительных процессов. У большей части детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в понижении работоспособности, быстром выключении из деятельности, колебаниях внимания, вялости, пассивности. У некоторых детей, напротив, повышенная утомляемость и истощаемость проявляется в возбудимости, неуравновешенности, в двигательном беспокойстве, суетливости. Но, как бы ни проявлялись астенические состояния, чаще всего они снижают обучаемость ребенка, задерживают темп его психического развития. Нарушения в познавательной деятельности, проявляющиеся на ранних этапах психического развития ребенка, в значительной мере, ограничивают возможности самостоятельного, спонтанного познания им окружающего мира. При отсутствии нужной медицинской и педагогической помощи эти дети могут значительно отставать в развитии от своих сверстников. В связи с этим в развитии детей с задержкой психического развития особое значение приобретает специально организованный процесс обучения. Игра является основным видом деятельности ребенка, во время которой формируются определенные качества личности, основные физические и психические процессы. В содержание подготовительной работы входит:
Для формирования интереса у детей к счету предметов, сравнению групп предметов необходимо использовать разнообразную наглядность: натуральные предметы, игрушки, картинки, счетный материал. Дидактический материал должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым. В первоначальном периоде обучения на занятиях по развитию элементарных математических представлений дети знакомятся с демонстрационным и раздаточным материалом, усваивают его название и назначение, усваивают название геометрических фигур. Для упражнений в различении геометрических форм, дети выполняют инструкции типа: «найди на столе (покажи детям, дай), большой (маленький) треугольник (круг, квадрат); найди синий круг, зеленый квадрат, желтый треугольник». Для тренировки в выполнении действий в заданной последовательности предлагается такое задание: «разложи на столе формы — сначала круг, потом квадрат, затем треугольник, или вверху положи квадрат, внизу -круг». Усвоение параметров протяженности происходит в процессе выполнения следующих заданий: «найди длинную ленту, найди короткую», «найди такую же длинную, такую же короткую». Большое внимание уделялось формированию пространственных представлений. Знакомясь с пространственными понятиями, дети выполняют словесные инструкции: вытянуть руки вперед, отвести их назад, поднять руки вверх, опустить вниз, справа положить треугольник, слева — круг. Для развития пространственных представлений использовались разрезные картинки из двух, трех, четырех частей, затем игры типа «Склей чайник, чашку», «Построй домик», геометрическое лото и лото с вырубными деталями. Сначала работа со всевозможными разрезными картинками вызывала значительное затруднение у детей. Однако, целенаправленное, постоянное закрепление необходимых навыков позволило добиться хороших результатов. В играх со счетными палочками развивается мелкая моторика, количественный счет, пространственные представления. Сначала взрослый предлагает повторить рисунок, выполненный из счетных палочек. Затем задание усложняется: самостоятельно посчитать, сколько потребуется палочек, чтобы его выполнить. Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно. Большое место в обучении занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение), вызывают интерес к процессу познания, облегчают процесс усвоения знаний. Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений у детей. В дидактической игре «Наведи порядок» дети учатся классифицировать предметы или предметные картинка по категориям. Игра «Угадай». Логопед прячет в руке мелкие предметы (пуговицы, орехи и т.д.), например, в одной руке — один камешек, в другой — много. Предлагает угадать, в какой — один, в какой — много. После ответа ребенка логопед раскрывает ладонь, показывая предметы и спрашивает: «Сколько?». Игра «Сбор грибов». Логопед расставляет в разных местах кабинета игрушечные грибы. У ребенка в руках — корзинка. Перед тем, как пойти за грибами, ребенка спрашивают, сколько грибов в корзинке. (Ни одного). Собирая вместе с ним грибы необходимо называть: «Вот один грибок. Еще один грибок, еще один». Собрав все грибы, посмотреть, сколько грибов в корзине. (Много). Игра «К нам пришли гости». Для проведения игры необходимо приготовить кукольный стол, куклы, посуду. Выясняется, что для каждой куклы есть стул, чашка, блюдце, ложка (столько же, сколько и кукол). Игра «Найди столько же». В разных концах кабинета расставляются различные группы игрушек (3 матрешки, 2 зайчика, 4 елочки, 5 машинок). Взрослый держит в руках числовые карточки, предлагая ребенку вытащить любую. Ребенок, вытащив карточку, находит столько же игрушек, сколько кружков изображено на карточке. Игра «Посчитай и отсчитай». Ребенку дают мешочек с мелким счетным материалом. Логопед отстукивает (молоточком, в бубен, ладонями) то или иное количество ударов. Ребенок считает удары и отсчитывает столько же игрушек из мешочка. Задание можно усложнить: отсчитывает из мешочка игрушки — на одну больше или меньше, чем число услышанных ударов. Игра «Куда вставить карточку». Логопед раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток пять кубиков. Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу игрушек. Игра «Найди свою пару». Перед ребенком лежит комплект карточек. Ему предлагают карточку из второго комплекта. Ребенку необходимо найти пару этой карточке из целого ряда, разложенных на столе. Игра «Сделай поровну». Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну. Игры с мячом: «Продолжай считать». Называя какое-нибудь число, взрослый бросает мяч ребенку. Ребенок ловит его и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. «Скажи последующее число». Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число. «Магазин без продавца». В магазине — разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку-чек, на которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара. Дети знают много считалок, и чаще всего, с их помощью выбирают ведущего в играх. Даже дети с задержкой психического развития быстро запоминают считалки и обучаются прямому и обратному счету в стихотворной форме: 1. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Но охотник не попал, Серый зайчик убежал. 2. Раз, два, три, четыре, пять Можно все пересчитать Сосчитать, измерить, взвесить... Сколько в комнате углов, Сколько ног у воробьев, Сколько пальцев на ногах, Сколько в садике скамеек, Сколько в пятачке копеек. 3. -Вам куда? - До Птицеграда. - Сколько Вам билетов надо? - Раз, два, три, четыре, пять... - Помогите сосчитать. 4. Плыл у берега пескарик, Потерял воздушный шарик. Помоги ему найти, Сосчитай-ка до пяти. 5. Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц. Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет! 6. На базаре спозаранок Накупил баран баранок: Для барашков, для овечек Десять маковых колечек, Девять сушек, Восемь плюшек, Семь лепешек, Шесть ватрушек, Пять коржей, Четыре пышки, Три пирожных, Две коврижки И один калач купил - Про себя не позабыл! Частое использование игровых приемов и дидактических игр позволяют маленьким детям с ЗПР лучше усваивать эмоционально материал. Чему способствует и вызванный у детей интерес к игре, желание играть, вызванный различными приемами: элемент загадочности, использование сюрпризов, считалок, интригующего вопроса, сговора на игру. Для формирования элементарных математических представлений и использования их в повседневной практике необходим определённый уровень самостоятельности мышления, что обеспечивает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира. Представления о множестве, геометрических фигурах, числе, арифметических действиях составляют основу математической подготовки детей. Как уже отмечалось, процесс формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии строится на игровой основе. Игры-занятия — это наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. В результате коррекционного обучения большинство детей с задержкой психического развития овладевают элементарными математическими представлениями; воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес. На базе полученных знаний возможным становится продолжение коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. Литература:
|