«РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» |
Математика детям | |||
Автор: С.В. Светличная, О.П. Малиновская | |||
11.11.2022 16:54 | |||
«РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» (из опыта работы) С.В. Светличная, О.П. Малиновская, воспитатели, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 с. Таврово Белгородского района Белгородской области» Аннотация. Экономика нашей страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.
Белгородчина славится своей промышленностью: горнодобывающая промышленность, обрабатывающие производства, крупные предприятия Белгородской области, такие как: ООО "Опытно-экспериментальный завод "Белэнергомаш"; ОАО «Белгородский абразивный завод»; OOO "Белгородский механический завод"; ЗАО «Белгородский завод металлоизделий»; ЗАО «Белгородский цемент» и другие, где существует постоянная потребность в специалистах инженерно-технического профиля, способных творчески решать технические задачи. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Ключевые слова: робототехника, технология, исследование, техническое творчество. Работа по формированию технического творчества предполагает поэтапную реализацию. На первом этапе педагоги изучали и анализировали научные источники, публикации по данной проблеме, анализировали результаты педагогических диагностик. Дети испытывают затруднения при правильном «чтении» схем, ошибаются в выборе деталей и их расположении относительно друг от друга, готовая постройка не имеет чётких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Учитывая запросы социума, возрастные и психологические возможности дошкольников, педагоги пришли к выводу использования технологии конструирования и робототехники на примере парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». На втором этапе осуществлялась целенаправленная педагогическая работа по разработке и апробации образовательной модели, направленной на развитие способностей к техническому творчеству у дошкольников. В группе был оснащен центр конструирования: наборами «Полидрон Каркасы», «Полидрон Магнитный», «SHOOTING TANK 3», «SHOOTING TANK 3», полем для соревнований роботов "Футбол роботов", тансформируемый игровой конструктор (ТИКО), лего «WeDo 2.0», крупным и средним строительным материалом (кубики), электронным конструктором «Знаток», деревянными конструкторами, плоскостными, мозаиками, объемными конструкторами, конструктором «Движущиеся шестеренки», «Веселый репейник», крупным и средним лего, металлическими конструкторами, балансирующими платформами, набором «Дары Фребеля» и др. Педагогами была создана картотека презентаций, картотека наглядно-демонстративного материала, карточки для диагностики. Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника. Базовый набор LEGO WeDo 2.0 последняя версия конструктора на базе Lego Education позволяет овладеть элементарными навыками программирования и конструирования, развивает интерес у школьников к естественным наукам и знакомит их на практике с законами физики, математики, биологии, информатики. Конструирование педагог осуществляет в три этапа, формируя отдельные навыки у детей: исследование, создание робота, обмен результатами. Педагог учит делится своими открытиями и демонстрировать свои результаты, что позволяет быстро развить навыки общения и умение работать в коллективе. Решая поставленные задачи по формированию технического творчества, педагоги используют в своей деятельности игровой набор SHOOTING TANK 3, который состоит из двух мини-роботов, играющих в футбол на специальном поле. Управление производится при помощи ИК-пультов. Роботы настолько просты в управлении, что их вполне способен освоить даже ребенок трех лет, который очень быстро разберется с пультом управления с миниатюрным джойстиком. Применяя образовательный набор LEGO WeDo 2.0 и игровой набор SHOOTING TANK 3, педагог решает сразу несколько важнейших задач: развивает познавательный интерес к программированию; учит находить поиск решений; развивает мелкую моторику, мышление, навыки общения; формирует способность работать в команде и добиваться результата; развивает способность наблюдать и экспериментировать. На третьем этапе проведена повторная педагогическая диагностика результатов освоения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Дети самостоятельно выполняют постройки, используют образец, схему, ориентируются в пространстве, правильно выбирают детали конструктора, и практически не требуется помощь педагога. Высокий уровень проявления критериев конструктивной деятельности значительно повысился. Таким образом, можно сделать вывод, что использование технологии конструирования и робототехники обеспечивает положительную динамику в формировании у детей предпосылок готовности к изучению технических наук и развития технического творчества дошкольников на примере образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». В.В. Путин отметил: «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости». И подготовку таких специалистов нужно начинать в дошкольном возрасте. ЛИТЕРАТУРА
Интернет — ресурсы
|