Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок.
Математика детям
Автор: Мартынова Татьяна Николаевна   
11.11.2022 07:04

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок.Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок.

В наше время существуют большие трудности в обучении математики. Это происходит, главным образом из-за быстрого развития математики, как науки широкомасштабной компьютеризации. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста и он, делая первые шаги приобретает простые представления, о математике которые в будущем станут основой для формирования его умственных способностей и дальнейшей учебной деятельности. Как известно источником элементарных математических представлений для ребенка служит окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Поэтому важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника –это формирование элементарных представлений. Дошкольное образование является первой образовательной ступенью, и детский сад играет важную функцию подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС. Насколько ребенок своевременно, качественно будет подготовлен к получению образованию в школе и будет в дальнейшем зависеть успешность его дальнейшего обучения.

 

У дошкольников формирование элементарных математических представлений –это овладение счетом, распознавание не только величины предметов, но сравнение их, обязательное знакомство с геометрическими фигурами и телами, развитие представлений о времени, о пространственных отношениях.

Мы можем помочь детям в развитии логического мышления, любознательности, инициативности, самостоятельности в ходе развития математических представлений.

Каждый педагог встречался с нежеланием детей заниматься и изучать математику. И тут же возникали вопросы «Как заинтересовать ребенка?», «Как ему помочь?» Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста. И отсюда возникает понятие сказки, которое представляет особый род деятельности, помогает формировать жизненные понятия на ценностностном уровне и эмоциональном уровне.

Итак, в словаре С. И. Ожегова «сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [2]. А у Д. Н. Ушакова «сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях» [4].

Ребенка всегда привлекает сказка, она интересна сказочным сюжетом и персонажами, разными образами, у ребенка всегда есть желание помочь персонажам и даже изменить сказку. Сказка имеет огромные возможности в воспитании и обучении детей. Используя сказки в работе с детьми, ребенок приобретает опыт познания и переживания, учится преобразовывать окружающую реальность, сказка позволяет стимулировать его умственную деятельность, интерес к математике. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности.

Использование сказок в процессе обучения математике помогает делать упор не на то, чтобы ребенок запомнил учебную информацию, а на то, чтобы дошкольник хорошо ее понял, осознанно и динамично ее усвоил.

В процессе обучения математических представлений у детей 4-5 лет с использованием математических сказок опираась на принципы построения общей дидактики:

Принцип последовательности (использовать такой логический порядок изучения учебного материала, когда новые знания опираются на ранее полученные).

Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но уже научные, достоверные математические знания).

Принцип индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе знания индивидуальных способностей ребенка, а так же создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности). Принцип активности (для того, чтобы ребенок усвоил и смог применить знания нужно предусматривать такую организацию обучения, чтобы соединилась активность педагога и каждого ребенка).

В средней группе, где дети 4-5 лет мы изучаем такие произведения, как «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков), «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» (Д. Мамин-Сибиряк), «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков), «Телефон» (К. Чуковский), «Красная Шапочка» (Ш. Перро), «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (братья Гримм), «Сказка кругленьких и длинненьких человечках» (Р. Сеф)

Таким образом, из предложенного списка сказок видно, что математическое начало заложено в названии самой сказки «Три поросенка», «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» «Семь Симеонов – семь работников», «Три золотых волоска Деда-Всеведа» и другие. Занятия с опорой на сказку помогают детям легче понимать и устанавливать временные отношения, определять пространственное расположение предметов, а также количественному, порядковому счету. Используя сказки, мы помогаем детям запоминать такие понятия как справа, слева, впереди, сзади, воспитываем любознательность, развиваем память, инициативность, делать импровизацию. В сказке есть фантазия, творчество и юмор, и материал, благодаря которому ребенок учится логически мыслить. В образовательной деятельности использование сказок может помочь детям не только добиться успехов в усвоении материала, но у него появляется интерес решать примеры и задачи. Если же задачи со сказочным сюжетом, то у детей формируется связь приобретенных знаний с окружающей действительностью, которые можно применять при решении различных ситуаций в жизни позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, помогают формировать более глубокое представление о числах и действиях, которые производят над ними. Например, сказка «Телефон»: «А теперь позвонил крокодил и со слезами просил: «Пришлите, пожалуйста, калоши». Но, чтобы прислать калоши нужно их посчитать. Или «Позвонили две газели и запели: — Ах, скажите, неужели, в самом деле, все качели погорели?» Можно показать таблицу с квадратом и прямоугольником разного цвета. Спросить: «Чем отличается квадрат от прямоугольника», затем дидактическая игра «Найди свой домик» (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Используя на занятии по математике сказку «Три поросенка», мы продолжаем учить ребенка в пределах 3, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе, падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Так же можно упражнять в сравнении двух предметов по величине (ёлки лесу- по высоте, дорожки, по которым поросята могут добраться домой- длине) и обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий, длинный-короткий.

Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации можно и с использованием сказки «Три медведя», а именно, узнавать геометрические фигуры, выкладывать из них домики, разные по величине, сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношение между ними. Различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько. Давая задание сравнить предметы по величине (большой-поменьше-маленький), предлагаем, например, найти кровати по размеру медведей, а также назвать пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Практически благодаря каждой сказки мы можем расширять представления ребенка о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Используя сказки, ребенок не только составляет интересные задачи, придумывает считалки, загадки, но самое главное, идет закрепление счета, он усваивает арифметические операции на сложения и вычитания.

Таким образом, используя сказку в своей работе, как средство по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей психические процессы: мышление, внимание, наблюдательность, память, интерес к математике. Создаем условия психологической комфортности для каждого ребенка. Развивая ребенка, в то же время мы и воспитываем у него эстетическую культуру через организацию занятия, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

З. А. Михайлова [1] считает, что «математическая сказка — самая простая и ненавязчивая, цель которой — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.»

По своему опыту работы могу сказать, что применение сказок с математическим содержанием, является высокоэффективным средством для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В интересной, занимательной форме сказка помогает детям не только формировать, но и развивать, закреплять и расширять математические представления.

Воспитатель должен быть заинтересован в том, чтобы процесс обучения математике у детей дошкольного возраста был увлекательным, занимательным, развивал познавательную и мыслительную активность, которая бы выражалась в увеличении задаваемых вопросов, а также а развитии инициативности и самостоятельности. Поэтому в образовательную деятельность и в организованную деятельность в дошкольном учреждении необходимо включать сказки с математическим содержанием.

  • Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2008. – 184 с.
  • Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов. — Москва: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.
  • От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.
  • Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. — Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2008. – 960 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155. – URL: http://www. firo. ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155. pdf (дата обращения: 16. 01. 2017).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год