Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок. |
Математика детям | |||
Автор: Мартынова Татьяна Николаевна | |||
11.11.2022 07:04 | |||
Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок. В наше время существуют большие трудности в обучении математики. Это происходит, главным образом из-за быстрого развития математики, как науки широкомасштабной компьютеризации. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста и он, делая первые шаги приобретает простые представления, о математике которые в будущем станут основой для формирования его умственных способностей и дальнейшей учебной деятельности. Как известно источником элементарных математических представлений для ребенка служит окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника –это формирование элементарных представлений. Дошкольное образование является первой образовательной ступенью, и детский сад играет важную функцию подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС. Насколько ребенок своевременно, качественно будет подготовлен к получению образованию в школе и будет в дальнейшем зависеть успешность его дальнейшего обучения.
У дошкольников формирование элементарных математических представлений –это овладение счетом, распознавание не только величины предметов, но сравнение их, обязательное знакомство с геометрическими фигурами и телами, развитие представлений о времени, о пространственных отношениях. Мы можем помочь детям в развитии логического мышления, любознательности, инициативности, самостоятельности в ходе развития математических представлений. Каждый педагог встречался с нежеланием детей заниматься и изучать математику. И тут же возникали вопросы «Как заинтересовать ребенка?», «Как ему помочь?» Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста. И отсюда возникает понятие сказки, которое представляет особый род деятельности, помогает формировать жизненные понятия на ценностностном уровне и эмоциональном уровне. Итак, в словаре С. И. Ожегова «сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [2]. А у Д. Н. Ушакова «сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях» [4]. Ребенка всегда привлекает сказка, она интересна сказочным сюжетом и персонажами, разными образами, у ребенка всегда есть желание помочь персонажам и даже изменить сказку. Сказка имеет огромные возможности в воспитании и обучении детей. Используя сказки в работе с детьми, ребенок приобретает опыт познания и переживания, учится преобразовывать окружающую реальность, сказка позволяет стимулировать его умственную деятельность, интерес к математике. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Использование сказок в процессе обучения математике помогает делать упор не на то, чтобы ребенок запомнил учебную информацию, а на то, чтобы дошкольник хорошо ее понял, осознанно и динамично ее усвоил. В процессе обучения математических представлений у детей 4-5 лет с использованием математических сказок опираась на принципы построения общей дидактики: Принцип последовательности (использовать такой логический порядок изучения учебного материала, когда новые знания опираются на ранее полученные). Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но уже научные, достоверные математические знания). Принцип индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе знания индивидуальных способностей ребенка, а так же создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности). Принцип активности (для того, чтобы ребенок усвоил и смог применить знания нужно предусматривать такую организацию обучения, чтобы соединилась активность педагога и каждого ребенка). В средней группе, где дети 4-5 лет мы изучаем такие произведения, как «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков), «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» (Д. Мамин-Сибиряк), «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков), «Телефон» (К. Чуковский), «Красная Шапочка» (Ш. Перро), «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (братья Гримм), «Сказка кругленьких и длинненьких человечках» (Р. Сеф) Таким образом, из предложенного списка сказок видно, что математическое начало заложено в названии самой сказки «Три поросенка», «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» «Семь Симеонов – семь работников», «Три золотых волоска Деда-Всеведа» и другие. Занятия с опорой на сказку помогают детям легче понимать и устанавливать временные отношения, определять пространственное расположение предметов, а также количественному, порядковому счету. Используя сказки, мы помогаем детям запоминать такие понятия как справа, слева, впереди, сзади, воспитываем любознательность, развиваем память, инициативность, делать импровизацию. В сказке есть фантазия, творчество и юмор, и материал, благодаря которому ребенок учится логически мыслить. В образовательной деятельности использование сказок может помочь детям не только добиться успехов в усвоении материала, но у него появляется интерес решать примеры и задачи. Если же задачи со сказочным сюжетом, то у детей формируется связь приобретенных знаний с окружающей действительностью, которые можно применять при решении различных ситуаций в жизни позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, помогают формировать более глубокое представление о числах и действиях, которые производят над ними. Например, сказка «Телефон»: «А теперь позвонил крокодил и со слезами просил: «Пришлите, пожалуйста, калоши». Но, чтобы прислать калоши нужно их посчитать. Или «Позвонили две газели и запели: — Ах, скажите, неужели, в самом деле, все качели погорели?» Можно показать таблицу с квадратом и прямоугольником разного цвета. Спросить: «Чем отличается квадрат от прямоугольника», затем дидактическая игра «Найди свой домик» (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Используя на занятии по математике сказку «Три поросенка», мы продолжаем учить ребенка в пределах 3, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе, падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Так же можно упражнять в сравнении двух предметов по величине (ёлки лесу- по высоте, дорожки, по которым поросята могут добраться домой- длине) и обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий, длинный-короткий. Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации можно и с использованием сказки «Три медведя», а именно, узнавать геометрические фигуры, выкладывать из них домики, разные по величине, сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношение между ними. Различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько. Давая задание сравнить предметы по величине (большой-поменьше-маленький), предлагаем, например, найти кровати по размеру медведей, а также назвать пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине). Практически благодаря каждой сказки мы можем расширять представления ребенка о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Используя сказки, ребенок не только составляет интересные задачи, придумывает считалки, загадки, но самое главное, идет закрепление счета, он усваивает арифметические операции на сложения и вычитания. Таким образом, используя сказку в своей работе, как средство по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей психические процессы: мышление, внимание, наблюдательность, память, интерес к математике. Создаем условия психологической комфортности для каждого ребенка. Развивая ребенка, в то же время мы и воспитываем у него эстетическую культуру через организацию занятия, гуманное и толерантное отношение друг к другу. З. А. Михайлова [1] считает, что «математическая сказка — самая простая и ненавязчивая, цель которой — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.» По своему опыту работы могу сказать, что применение сказок с математическим содержанием, является высокоэффективным средством для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В интересной, занимательной форме сказка помогает детям не только формировать, но и развивать, закреплять и расширять математические представления. Воспитатель должен быть заинтересован в том, чтобы процесс обучения математике у детей дошкольного возраста был увлекательным, занимательным, развивал познавательную и мыслительную активность, которая бы выражалась в увеличении задаваемых вопросов, а также а развитии инициативности и самостоятельности. Поэтому в образовательную деятельность и в организованную деятельность в дошкольном учреждении необходимо включать сказки с математическим содержанием.
|