ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. |
Математика детям | |||
Автор: Носова Анна Александровна Логинова Оксана Алексеевна Кокорева Светлана Владимировна Агафонова Ирина Александровна Чиркова Елена Яковлевна Казаркина Юлия Александровна | |||
04.10.2022 17:55 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
г. Дзержинск, Нижегородская область Аннотация. Данная работа посвящена проблеме формирования математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры. Авторы статьи отмечают важность создания полноценного развития путем обеспечения организованной, целенаправленной деятельности. А так же раскрывают современные технологии образовательного процесса. Дошкольный возраст является важным для приобретения детьми чувственного и интеллектуального опыта. Формированием у дошкольников умственных способностей посвящена образовательная область «познание», а дисциплина «формирование элементарных математических представлений
у дошкольников». С ее помощью в дошкольном детстве развивается память, речь, воображение, эмоции, формируется настойчивость, терпение, творчество малышей. Формирование полноценного математического развития обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в процессе которой педагог последовательно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой: как научить дошкольника думать, как накопить определенный багаж знаний, как научить находить нужное решение проблемы? ФГОС ДО указывает, что организованная образовательная деятельность должна соединять в себе различные виды деятельности: игровую, познавательно – исследовательскую, двигательную, художественно – эстетическую. То есть процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес и остаются активны в течение всей деятельности. Поэтому мы поставили перед собой цель: организовать работу по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр. Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
В ходе работы по данной теме была составлена предметно – пространственная развивающая среда. Уголок познания был оснащен дидактическими играми, лепбуками, которые были созданы воспитателями. Мы старались обеспечить дидактический процесс качественными наглядно-дидактическими пособиями по всем разделам области познание. Была создана большая дидактическая игра, с огромным полем, в которую вошли три дополнительных игры под названием «Путешествие по Волшебному городу». Эта игра на закрепление знаний о геометрических фигурах. Сначала детям предлагалось построить сам город. Даны крупные фигуры разных цветов: зеленый круг, желтый квадрат, красный прямоугольник и синий треугольник. Это дома Волшебного города, поле, на котором можно разложить дома и подобрать к ним окна, двери такой же формы и цвета. Возле дома можно посадить такие же цветы, построить заборчик и даже железную дорогу. Дидактическая задача для ребенка: заполнить дома «Волшебной страны» деталями: окна, двери, соответствующего цвета и формы в математической стране так, чтобы они совпадали по форме и цвету. Затем предлагается обустроить город красивыми строениями. Игра «Построй башенки для Волшебного города». Были созданы наборы геометрических фигур одинаковых по цвету, но разные по величине и форме: круги, квадраты и прямоугольники желтого, красного, зеленого и синего цвета и нарисованные полочки для пирамидок на формате А – 4 четырех цветов. Задача игры заключается в том, что дети должны выложить четыре пирамидки из геометрических фигур одной формы и одного цвета, от самого большого до самой маленькой. Следующим этапом большой игры выступает создание красивых клумб для города и дидактическая игра «Посади цветы на клумбе». Изготовлены три карточки форматом А – 4 с изображением геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник). Все фигуры имеют разные цвета: красный, желтый и синий. Даны наборы фигур трех цветов, совпадающих по цвету с фигурами на карточке. Дидактическая задача для ребенка: посади цветы в математической стране так, чтобы они совпадали по форме и цвету. Город построен. Теперь его жители могут покататься на поезде. Дидактическая игра «Поезд». В поезде вагончики разной формы, величины и одного цвета. Таких составов 3: красный круглый, большой с круглыми вагонами; желтый среднего размера, квадратный с квадратными вагонами и синий прямоугольный маленький с прямоугольными вагонами. Дидактическая задача состоит в том, что нужно посадить в вагоны поезда пассажиров (геометрические фигуры) в каждый вагон так, чтобы пассажир соответствовал по цвету, форме, размеру поезда. Для родителей детей был проведен мастер-класс по ознакомлению с дидактическими играми. В процессе ознакомления с большой игрой родители предлагали свои варианты игр. Совместными усилиями педагогов и родителей были созданы ряд других игр на формирование элементарных математических представлений, а также математический лепбук. В результате работы по формированию у старших дошкольников математических способностей через дидактические игры мы получили хороший результат. Дети стали более активными на занятиях и в свободной деятельности. А вовлечение родителей в педагогический процесс по развитию математических способностей – это лишь начало большой, целенаправленной работы. Список литературы
|