ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. |
Математика детям | |||
Автор: Носова Анна Александровна Логинова Оксана Алексеевна Кокорева Светлана Владимировна Агафонова Ирина Александровна Чиркова Елена Яковлевна Казаркина Юлия Александровна | |||
04.10.2022 17:55 | |||
г. Дзержинск, Нижегородская область Аннотация. Данная работа посвящена проблеме формирования математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры. Авторы статьи отмечают важность создания полноценного развития путем обеспечения организованной, целенаправленной деятельности. А так же раскрывают современные технологии образовательного процесса. Дошкольный возраст является важным для приобретения детьми чувственного и интеллектуального опыта. Формированием у дошкольников умственных способностей посвящена образовательная область «познание», а дисциплина «формирование элементарных математических представлений
у дошкольников». С ее помощью в дошкольном детстве развивается память, речь, воображение, эмоции, формируется настойчивость, терпение, творчество малышей. Формирование полноценного математического развития обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в процессе которой педагог последовательно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой: как научить дошкольника думать, как накопить определенный багаж знаний, как научить находить нужное решение проблемы? ФГОС ДО указывает, что организованная образовательная деятельность должна соединять в себе различные виды деятельности: игровую, познавательно – исследовательскую, двигательную, художественно – эстетическую. То есть процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес и остаются активны в течение всей деятельности. Поэтому мы поставили перед собой цель: организовать работу по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр. Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
В ходе работы по данной теме была составлена предметно – пространственная развивающая среда. Уголок познания был оснащен дидактическими играми, лепбуками, которые были созданы воспитателями. Мы старались обеспечить дидактический процесс качественными наглядно-дидактическими пособиями по всем разделам области познание. Была создана большая дидактическая игра, с огромным полем, в которую вошли три дополнительных игры под названием «Путешествие по Волшебному городу». Эта игра на закрепление знаний о геометрических фигурах. Сначала детям предлагалось построить сам город. Даны крупные фигуры разных цветов: зеленый круг, желтый квадрат, красный прямоугольник и синий треугольник. Это дома Волшебного города, поле, на котором можно разложить дома и подобрать к ним окна, двери такой же формы и цвета. Возле дома можно посадить такие же цветы, построить заборчик и даже железную дорогу. Дидактическая задача для ребенка: заполнить дома «Волшебной страны» деталями: окна, двери, соответствующего цвета и формы в математической стране так, чтобы они совпадали по форме и цвету. Затем предлагается обустроить город красивыми строениями. Игра «Построй башенки для Волшебного города». Были созданы наборы геометрических фигур одинаковых по цвету, но разные по величине и форме: круги, квадраты и прямоугольники желтого, красного, зеленого и синего цвета и нарисованные полочки для пирамидок на формате А – 4 четырех цветов. Задача игры заключается в том, что дети должны выложить четыре пирамидки из геометрических фигур одной формы и одного цвета, от самого большого до самой маленькой. Следующим этапом большой игры выступает создание красивых клумб для города и дидактическая игра «Посади цветы на клумбе». Изготовлены три карточки форматом А – 4 с изображением геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник). Все фигуры имеют разные цвета: красный, желтый и синий. Даны наборы фигур трех цветов, совпадающих по цвету с фигурами на карточке. Дидактическая задача для ребенка: посади цветы в математической стране так, чтобы они совпадали по форме и цвету. Город построен. Теперь его жители могут покататься на поезде. Дидактическая игра «Поезд». В поезде вагончики разной формы, величины и одного цвета. Таких составов 3: красный круглый, большой с круглыми вагонами; желтый среднего размера, квадратный с квадратными вагонами и синий прямоугольный маленький с прямоугольными вагонами. Дидактическая задача состоит в том, что нужно посадить в вагоны поезда пассажиров (геометрические фигуры) в каждый вагон так, чтобы пассажир соответствовал по цвету, форме, размеру поезда. Для родителей детей был проведен мастер-класс по ознакомлению с дидактическими играми. В процессе ознакомления с большой игрой родители предлагали свои варианты игр. Совместными усилиями педагогов и родителей были созданы ряд других игр на формирование элементарных математических представлений, а также математический лепбук. В результате работы по формированию у старших дошкольников математических способностей через дидактические игры мы получили хороший результат. Дети стали более активными на занятиях и в свободной деятельности. А вовлечение родителей в педагогический процесс по развитию математических способностей – это лишь начало большой, целенаправленной работы. Список литературы
|