ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗНЕРА. |
Математика детям | |||
Автор: Башкирова Анастасия Николаевна | |||
05.10.2022 10:50 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗНЕРА. А.Н. Башкирова, тьютор МА ДОУ № 14, г. Краснотурьинск В современном мире проблема формирования элементарных математических представлений считается одной из приоритетных и актуальных задач всестороннего развития ребенка. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования ФГОС очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников с ЗПР, частью которого является математическое развитие. Многие дети испытывают затруднения при освоении математических знаний, они быстро теряют интерес к обучению и к самому занятию — математике.
Сравнительное исследование закономерностей наглядного мышления у нормально развивающихся и детей с ЗПР дошкольного возраста, проведенного Е. А. Стребелевой, свидетельствует о том, что нормально развивающиеся дети дошкольного возраста проходят все этапы развития наглядных форм мышления без специальных целенаправленных педагогических воздействий. В отличие от них дети с задержкой психического развития могут достичь положительных результатов в развитии мышления только в процессе длительной коррекционной работы. Е. А. Стребелева установила, что к концу дошкольного возраста различия в развитии мышления несколько сглаживаются, но продолжают иметь качественные отличия. Математика предоставляет широкие возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, способствует развитию логического мышления и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Для формирования математических представлений необходимы развитая познавательная активность, интерес, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития, характерны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Процесс образования для детей должен быть увлекательным, поскольку только в этом случае они не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены. А внедрение в занятия игровых методов и приемов делает процесс обучения и формирования элементарных математических представлений более эффективным. Игровые технологии выступают основой всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на новый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Практической значимостью является своевременно проводимая, продолжительная коррекционная работа, которая направлена на развитие элементарных математических представлений у детей ЗПР с использованием игровых технологий. Дошкольники с задержкой психического развития могут определять пространственное расположение объектов относительно себя на наглядном уровне, но пространственная ориентировка по словесной инструкции вызывает у них значительные так же как и самостоятельное определение, и называние пространственных отношений. Поэтому дети данной категории нуждаются в специально организованных условиях воспитания и обучения с целью удовлетворения их образовательных потребностей. Одним из таких условий, нацеленных на преодоление указанных выше проблем у детей ОВЗ, является использование пособия «Палочки Кюизинера», разработанные бельгийским математиком Дж. Кюизенером. Использование палочек Дж. Кюизенера не противоречит никаким другим методиками, а значит они могут быть использованы как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Хотя первоначально палочки Кюизенера предназначены для обучения математике и объяснения математических концепций, так же они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка с ЗПР: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, стимулируют воображение, развивают речь, приучают к порядку. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, коррекционная направленность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике коррекционного детского сада. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной, коррекционной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для формирования у детей элементарных математических представлений. Счетные палочки Кюизенера, выступают полифункциональным математическим пособием, которое помогает "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше-меньше», «право-лево», «между», «длиннее-короче», «выше-ниже», «около», «рядом», «позади», и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития воображения и фантазии, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Палочки Кюизенера решают целый спектр задач:
Занятия по методу Кюизенера условно можно разделить на два этапа: игровой и обучающий. На этапе знакомства с пособием палочки Кюизенера на занятиях используем как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки применяем, как пособие для юных математиков. На занятиях дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и прочих математических понятий. Так же используем игры на формирование представлений о различных параметрах величины и состава числа. Строим высокие и низкие заборы. Какой вагон длиннее и выше? Почему? Составляем лесенку разной высоты для домиков. Строим мосты различной длины и ширины. Счётные палочки позволяют ребёнку не только развивать абстрактное мышление, но и выделять логические связи. Палочки Кюизенера знакомят с составом числа, навыками деления и измерения, прибавления и убавления; помогают усвоить отношения между числами (больше — меньше); развивают пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); развивают логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление, пространственное ориентирование, конструкторские способности. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере отвечает специфике и особенностям развития детей с ЗПР, а именно уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного. Эти развивающие материалы позволяют формировать в комплексе все важные для умственного, психологического развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Логический материал Блоки Дьенеша, представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. цветом — красные, желтые, синие; 3. размером-большие и маленькие; 4. толщиной-толстые и тонкие. Данная игровая технология помогает решать следующие задачи:
Работу с комплектом в младшем возрасте, начинаем с ознакомления с одним, двумя, а далее тремя свойствами используя дидактические пособия «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируем внимание ребенка лишь на каком-то одном свойстве, к примеру, форма, цвет или размер. В дальнейшем кроме логических блоков для работы применяем карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Применение данных карточек способствует развитию у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе осуществления разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств — мостик к словесно-логическому мышлению. Рассмотрим одно из потенциальных упражнений подробнее: посадив перед ребенком две игрушки, Зайку и Мишку просим дать Зайке круглое печенье (печеньем будут логические блоки Дьенеша), а Мишке квадратные. Ребенок должен разделить фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям. Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, форме, размеру, толщине. Это задание учит ребенка не просто выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, ребенок выкладывает фигуры в той последовательности, как показывают стрелки. На данной схеме желательно ограничиться лишь одним свойством (цвет или форма, например). Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной. Рассели фигуры в домик — данная игра учит находить блоки по цвету и форме. В игре транспорт к выезду готов дети учатся находить фигуры по толщине, форме размеру и цвету. Раскладываем блоки в обручи, закрепляем форму, размер цвет фигур. В процессе разнообразных действий с логическими фигурами дети овладевают различными мыслительными умениями. В одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей. Вместе с логическими фигурами в своей деятельности применяем карточки, на которых условно изображены свойства фигур (цвет, размер, форма). Использование карточек способствует формированию у детей способности к замещению и моделированию свойств. Эти способности развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Когда дети подбирают карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине, дети упражняются в замещении и кодирование свойств. В зависимости от актуального уровня развития детей возможно использовать не весь набор логических фигур, а какую-то его часть: сначала фигуры разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру, затем разные по цвету и размеру, но одинаковые по форме и затем полный набор логических фигур. Чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. С логическими фигурами дети выполняют различные действии: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут и т.д Использование данных технологий, различных методов и приемов, способствовало созданию условий для качественного и эффективного осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, развитию психических процессов, активности и самостоятельности у детей. Список источников
|