Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста |
Математика детям | |||
Автор: Шикова Екатерина Разимовна, Левичева Ольга Александровна | |||
24.09.2022 19:47 | |||
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Актуальность: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как же обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Цель: формирование интереса к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр. Сделать увлекательным усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Задачи:
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-либо неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Перед собой, в первую очередь, мы поставили задачу — сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике, какие методы обучения использовать? В процессе ФЭМП у дошкольников мы используем разнообразные методы обучения:
При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. Наиболее широко использую дидактические игры. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Нами были созданы картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Игры по ФЭМП: 1. Настольные игры «Форма и цвет» «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами) «Подбери ключик к замочку» «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) «Найди свою пару» (варежку) 2. Игры – путешествия Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д. 3. Игры – соревнования «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы) «Цветочная полянка» «Бабочки и цветы» 4. Игры на количество и счёт 5. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала:
6. Настольно –печатные игры:
7. Дидактические игры:
В качестве наглядного материала на занятиях используем сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Нами были использованы следующие средства:
На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе. В конце года было проведено итоговое занятие «Путешествие в страну Математики». Были подготовлены консультации для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр, знакомство с занимательными и развивающими играми, проводимыми с детьми. Проведены консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания. Изучение выбранной нами темы помогло нам в организации образовательной деятельности по ФЭМП. Мы старались внести новшества, стали использовать нетрадиционные формы организации образовательной деятельности. Этим мы смогли заинтересовать детей, у детей появился интерес к математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
|