Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМКА «МАТЕ: ПЛЮС»
Математика детям
Автор: Корнева Надежда Владимировна   
26.09.2022 10:27

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМКА «МАТЕ: ПЛЮС»МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМКА «МАТЕ: ПЛЮС»

Н.В. КОРНЕВА МБДОУ № 46 г. Томска

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики. Под математическим развитием дошкольников педагогическое сообщество отмечает изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций, мыслительными умениями и способностями, которые позволят легко освоить новое. [2]

 

Важно развить умение ребенка использовать определенные моделирующие действия, конкретные предметные навыки. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как способа, модели и средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребенка, но и развитию важных психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. [1]

С вступлением в силу ФГОС предполагается формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, [3] следовательно, изменения требований к организации образовательного процесса. Наступило противоречие между установками традиционной системы обучения и обучения дошкольников в соответствии ФГОС.

От современного педагога требуется применение методов и форм, направленных на решение задач ФГОС, среди которых: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми. [3]

При развитии познавательных процессов педагоги широко используют некоторые методические разработки и технологии, предложенные З.А. Михайловой, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер (загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки, «Танграм»); А.В. Белошистой, Р.Л. Непомнящей (логические игры, задачи, упражнения с блоками Дьенеша, палочки Кюизенера). Применяя данные пособия педагоги ДОУ отмечают, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но достаточно малое количество детей проявляют настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряют интерес к игре.

В процессе решения противоречий между современной и традиционной системой обучения перед педагогическим коллективом ДОУ была поставлена задача: «Подобрать и использовать педагогические технологии, способствующие формированию УУД дошкольников». Педагогами были изучены и апробированы педагогические технологии и формы, по итогам, апробации которых выбор был остановлен на технологии Л. Свирской «Работа в центрах активности». Для работы в данном направлении в ДОУ была пересмотрена организация предметно – пространственной среды групп, методическое и игровое оснащение. При анализе оснащения групп одним из критериев является реализация детьми ведущих видов деятельности: общение, игра, познавательно – исследовательская деятельность.

Проанализировав оснащение математического центра, было принято решение, расширить имеющийся материал новым математическим оборудование. С этой целью был приобретен УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду», который стал для нас новым этапом знакомства детей с математическими понятиями. В коробке собран математический материал, включающий в себя: геометрические фигуры (треугольники, ромбы, круги), объемный материал, счетный материал. УМК «Мате: плюс» позволяет создавать условия, способствующие проявлению детской инициативы и самостоятельности, развитию навыков рассуждений, объяснений своих действий, умений самостоятельно делать выводы, находить свои собственные решения, т.е. учитывать возможности и интересы каждого ребенка в математическом развитии.

Игровой материал УМК способствует формированию в детях удовлетворенности от обучения, что во всех формах стимулирует воображение, сообразительность, способность к систематическому мышлению и решению задач, приобретению навыков общения со сверстниками. Это позволяет воспитателю решать образовательную задачу, где каждый ребенок самостоятельно может выбирать фигуры, которые ему интересны в данный момент, и, выполняя с ними действия, получать необходимые навыки, что позволяет организовывать работу в подгруппах, взаимодействие детей в свободной деятельности, где дети делятся своими умениями с товарищами и получают знания от них. Примечательно и то, что четких правил по его использованию нет, дети сами могут придумывать варианты игр, экспериментировать с предметами.

Знакомство с комплектом «Мате: плюс. Математика в детском саду» организуется в свободное время, где дети сами знакомятся с содержанием коробки, в дальнейшем элементы УМК применяются в образовательной деятельности. Наибольший интерес вызвал счетный материал «медведи» и сюжетные игровые поля.

В процессе игры с комплектом у детей появляются дополнительные возможности экспериментировать с кубиками и зеркалами, создавать узоры, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, развивается воображение, творческие навыки, логическое мышление. Успехом у детей пользуются специальные игровые карточки и схемы-подсказки. Дети самостоятельно придумывают игры.

В игре с геометрическими фигурами дети с интересом выкладывают фигуры по образцу, соотносят фигуры между собой. Это способствует развитию глазомера, запоминанию цвета, формы, названия геометрических фигур, освоению ориентировки в пространстве.

Воспитатели побуждают детей к настойчивым и сконцентрированным действиям, развитию творческого потенциала и фантазии. При построении деятельности учитывают инициативу детей.

Имеющиеся в наборе фишки мы используем при проведении звукового анализа слова и составлении схемы при обучении грамоте. При первом знакомстве с фишками не все дети сразу заметили, что фишки двусторонние, и это вносило некоторое смятение в их действия. Теперь каждый ребенок знает, что какую бы он фишку не взял, нужно лишь положить ее на схему правильной стороной.

«Мате: плюс» хорошо сочетается с уже освоенными детьми логическими играми: блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и т.д. Большой плюс данного комплекса в том, что в набор включены геометрические фигуры: шестиугольник, ромб, трапеция, это помогает детям познакомиться с их формой в процессе игры, запомнить особенности каждой новой фигуры.

Использование УМК позволяет организовать с детьми совместную деятельность, создает условия для мыслительной активности, способствует формированию навыков договариваться между собой, учитывать интересы других, умению ждать своей очереди. К освоению данного комплекса, трансляции сформированных навыков привлекаются родители. Для них сами дети организуют мастер – классы, где обучают родителей правилам придуманных ими игр, предлагают составить новые. Это способствует организации совместной работы с родителями и позволяет реализовать принципы ФГОС ДО:

  • развивающего обучения

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. [3]

После знакомства с набором детей старшей и подготовительной групп воспитатели отметили возобновленную заинтересованность детей в математических играх.

Кроме этого при работе с УМК «Мате: плюс» формируется познавательная и игровая мотивация, которая вносит эффект оживления, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий способствует развитию мышления и речи. Таким образом воспитатели вызывают интерес к игре и поддерживают его, не подавляя инициативу ребенка.

Кроме этого комплекс можно рассматривать как составляющую часть проблемно-игровой технологии, которая способствует формированию логико-математические действий дошкольников и позволяет решать основные задачи математического развития детей дошкольного возраста, выделенные З.А. Михайловой:

  1. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие активности и инициативности детей;
  9. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

В настоящее время продолжается работа по освоению УМК, ее возможностей и форм работы, поэтому знакомство с коробкой «Мате: плюс» продолжается.

Литература

  1. Белошистая, Ю А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 200 с.
  2. Венгер, Л. А., Дьяченко, О. М., Говорова, Р. И., Цеханская, Л. И.: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 150 с.
  3. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста – Казань: Каз. федер. ун-т., 2013. – 203 с.
  4. ФГОС ДО от 17. 10. 2013 №1155.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год