ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ. |
Математика детям | |||
Автор: Елтышева Анастасия Алексеевна | |||
20.05.2022 10:14 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ. Елтышева А.А. МАДОУ «ЦРР – детский сад №11» Кунгурский муниципальный округ Современному обществу необходим функционально грамотный человек, умеющий достигать результат от деятельности, способный к определенным, социально — значимым достижениям. Одно из значимых направлений современной системы образования — обучение детей умению самостоятельно добывать, анализировать, эффективно использовать информацию для самовыражения и участия в жизни общества. В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности, как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Одним из интегративных компонентов функциональной грамотности современного человека является математическая грамотность.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24. 12. 13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Навык, который приобретает большое значение в современном мире — способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы. Математическое образование — важнейшая составляющая непрерывного учения человека на протяжении всей его жизни, необходимая для освоения практически всех областей знаний, особенно естественно — научных, технических и экономических. Требования ФГОС ДО придают особую значимость математическому развитию с целью обеспечения преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Развить у ребенка интерес к элементарной математике в дошкольном возрасте – одна из важных задач для педагогов и родителей. Математические знания и умения расширяют кругозор ребенка, необходимы для успешной социализации ребенка в обществе. Поэтому формирование данных качеств необходимо начинать с раннего возраста. Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Некоторые авторы: Н.В. Микляева, А.В. Белошистая связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления ребенка дошкольника. А.М. Леушина, В.П. Новикова, Л.Г. Петерсон, Б.Н. Никитин, определяют игру, как средство, метод и форму организации образовательного процесса по математическому развитию у дошкольников. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому совместная деятельность педагога с детьми по математическому развитию организуется, используя систему дидактических игр. В игровой деятельности у дошкольников развиваются психические процессы. Поэтому, чтобы внести новизну, привлекательность, доступность в образовательную деятельность с детьми по математике (ФЭМП) применяем метода кейс — технологии. Кейс – технология способствует преобразованию обучающей деятельности, придавая ей характер занимательности. В процессе обучения у детей развиваются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, убеждать, обосновывать правильность выполненных действий. Кейс- метод – современная oбрaзовaтельная технолoгия, в оснoве которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Преимущества кейс – метода заключаются в том, что она объединяет одновременно разные формы работы: игровые образовательные ситуации, проектный метод и др. Кейс – технология по математическому развитию направлена на развитие и формирование:
Основное предназначение кейс — технологии — научиться воспринимать информацию, развивать способность анализировать и решать различные проблемы. Цель кейса: Формирование развитие познавательных и творческих способностей детей, систематизируя знания по ФЭМП в дошкольном возрасте. Задачи:
Важными условиями качественного усвоения математических представлений являются внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. Кейс – технология позволяет побудить и поддерживать у дошкольников интерес к овладению знаниями, т.к. произвольности процессов обусловлена проявлением интереса ребенка к деятельности. При организации работы по развитию математической грамотности у дошкольников, учитывая возраст детей, создаем «Математические кейсы» двух видов: наглядно-печатный и мультимедиа-кейс. Для детей старшего дошкольного возраста разработали и оформили «Математические кейсы» в соответствии с содержанием Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», ТЦ «Сфера», 2017. и требованиями ФГОС ДО. Наглядно – печатный кейс представляет собой коробку среднего размера или контейнер в виде чемодана. На внутренней и внешней стороне крышки кейса расположены правила пользования и перечень дидактических игр, материалов и пособий. На узкой стороне крышки сделаны дуги, одна с цветами, другая с бусами разной формы и величины. Внутрь кейса-чемодана вложены игры в отдельных папках, что позволяет многоразовое, многофункциональное их использование. В кейсах представлены разные дидактические игры, материалы, способствующие развитию элементарных математических представлений у дошкольников по темам: обучение сравнению предметов по величине, измерение предметов условной меркой, деление на 2 и 4 равные части, обучение счету и умению решать задачи в одно действие на сложение и вычитание (в пределах 10), формирование представлений о множестве и натуральном ряде чисел (до 10), знакомство с понятием число, с количественным и порядковым счетом предметов, с составом чисел из единиц, составом чисел двух меньших чисел, ориентировка в пространстве и во времени (части суток, неделя, месяц, год) час, минута, ориентировкой на плоскости (листе бумаги), знакомство с геометрическими фигурами и формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, призма, конус и определение формы предметов), разными видами линий (прямая, кривая, замкнутая). Использование кейс – технологии в математическом развитии обеспечивает учет возрастных особенностей детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых предполагает использовать дидактические игры и материалы, соблюдение принцип содержательно – насыщенности, вариативности и полифункциональности. Содержание «Математического кейса» представлено дидактическими играми, материалами и пособиями: «Часы», «Математические цветы», «Яблоня», «Сосчитай», «Узкий, широкий, длинный», «Разложи по величине», «Коврик», «Составь фигуру по картинке, по загадке», «Тени фигур», «Найди предмет такой определенной формы», «Мастерим фигуры из палочек», «Картинки — загадки», «Дни недели. Времена года. Месяцы. Сутки.», Лэпбук «Математика в картинках», шашки и шахматное поле. Наглядно-печатный «Математический кейс» направлен на оказание помощи педагогам, родителям в вопросах математического развития детей, дидактический материал которого используется при организации детской деятельности: игровой, познавательно — исследовательской, коммуникативной, конструктивной, реализации программ дополнительного образования по ФЭМП, в совместной и самостоятельной деятельности педагога и детей. «Математический кейс» помогает родителям в свободное время организовать с детьми различные познавательные игры и упражнения по ФЭМП. Мультимедиа-кейс создается в виде электронной папки и включают в себя электронные игры, созданные в таких программах, как SmartNotebook, PowerPoint; обучающие видеоролики и консультации. При разработке дидактических пособий и игр в электронном виде используем несколько уровней сложности:
Для выявления уровня математического развития проводим диагностическое наблюдение по разделам: «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве» «Ориентировка во времени», «Количество и счет», используя дидактическое пособие «Круги «Лулия», Лэпбук «Задания для диагностики». Анализ диагностических данных детей старшей группы МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №11» позволил выявить положительную динамику у 31 % детей по освоению основной образовательной программы по познавательному развитию (ФЭМП). Кейс – технология способствует решению целого комплекса задач обучения и воспитания детей: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального. Данный метод доступен для педагогов, имеет развивающую направленность, возможность использования в качестве мотивации деятельности и постоянного пополнения дидактического материала. Таким образом, развитие математической грамотности у ребенка является предпосылкой для успешного обучения в школе и позволит ему по мере взросления применять имеющиеся математические знания для решения проблем своей повседневной жизни. Список литературы и интернет – источников:
|