Открытое занятие «Математическое королевство» |
Математика детям | |||
Автор: Пистова Оксана Александровна | |||
17.05.2022 09:30 | |||
Открытое занятие «Математическое королевство» Программное содержание:
Оборудование:
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель: В круг широкий, вижу я, В центре круга соберемся, Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. Дидактическая игра «Определи свое место» Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в королевство Математики. После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает отправиться в королевство на ковре-самолете. Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство. Воспитатель: Мы попали с вами в королевство математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться. Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место. Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку» Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. Длинный – короткий; Толстый – худой; Вперед – назад; Затем дети расставляют предметы (или картинки) по величине: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому, Воспитатель: Вот второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете? Да, это геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны? Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура» Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы. Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры» Вот фигуры- непоседы, Будем глазками искать Не уйти тебе проказник, Теперь вправо посмотрите, Вокруг себя мы повернемся Эта странная фигура Вниз глазами поведем, Воспитатель: Вот третий домик. В этом домике живут Логические задачки. Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас вас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны. Дидактическая игра «Найди лишний предмет» Дети должны найти лишний предмет из предложенных. Дидактическое упражнение «Задачки в стихах» Четыре гусенка и двое утят Семь веселых поросят С неба звездочка упала, Сколько ярких звезд пропало, Кто тут сможет посчитать, Все гусята, как клубочки: Три сынка, а сколько дочек? Три. Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт. Графическое упражнение «Лабиринт» Дети карандашом «проходят» лабиринт. Воспитатель: Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад. Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад. Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие? А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор. Счет от одного до десяти Полюбyйтесь, какова: Выстyпает цифра три. Острый локоть оттопыря. Ножкy крyто изогнyла. У нее одна нога. Цирковая акробатка: Это ноль, иль ничего. % Единицy примостим, + + + На полянке рос грибок, Он ОДИН, к нему ползет Рядом кто-то зашуршал - Стало ТРОЕ под грибком. Было три да плюс один - Под грибочком стало ПЯТЬ. Получилось ровно ШЕСТЬ. Под грибочком стало СЕМЬ. Тут комарик озорной Вдруг откуда ни возьмись * Я замерзла под дождем Все пустились кто куда, Виды упражнений.
Математические игры Лишний предмет Учитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так решили. За правильный ответ ученик получает фишку. Назови следующее число Дети стоят в круге. Ведущий бросает мяч любому из детей и называет какое – нибудь число. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему. Каких чисел не достает? Воспитатель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит: «5, 10». Дети показывают поочередно недостающие числа на карточках. Отгадай число Играют два ребёнка (по одному из каждой команды). По заданию ведущего дети быстро называют числа (меньше 8. но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д.). Ребёнок, выполнивший требования игры, получает фишку, ответивший неправильно – выбывает из игры. Кто отгадает? Воспитатель говорит: «Отгадайте, сколько грибочков в корзиночке. Их меньше трех, но больше одного». Ребёнок, который правильно ответил получает фишку. Трамвай Воспитатель раздает детям по две карточки с числами. Ребёнок, который держит в руке большую карточку с числом 10, будет «трамваем №10». В трамвай «садятся» только те дети (выстраиваются друг за другом), числа на карточках которых составляют в сумме число 10. Затем подходит следующий «трамвай №5», и в него «садятся» пары детей, у которых числа на карточках в сумме составляют 5. Назови фигуры На наборном полотне из различных геометрических фигур выложен человек Петрушка. Дети должны назвать эти фигуры. В дальнейшем можно подсчитать количество треугольников, квадратов и т. д. Отвечай сразу Воспитатель вызывает к доске несколько учеников и спрашивает: «Сколько ребят у доски?» (Все считают.) «Сколько тетрадей нужно взять со стола, чтобы каждый получил по одной тетради? По две тетради?» Составим «поясок» Детям предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т. д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из трех геометрических фигур, которые расположены в определенной последовательности. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся при составлении «пояска». Хлопки Воспитатель хлопает. Дети считают хлопки. Вызванный ребёнок, называет число хлопков и стрелкой на диске показывает соответствующее количество кружочков. Затем игра усложняется. Дети считают хлопки молча, каждый ставит самостоятельно стрелку на диске. После двух – трех повторений подводятся итоги. Выигрывают те ребята, которые не допустили ошибок. Три треугольника Как сложить из семи таких палочек три треугольника? Много, мало, один Воспитатель называет слова много, мало, один, а дети должны показать соответствующее количество предметов. Разменяй монету Игру начинает воспитатель. Дети сидят вокруг стола с монетными кассами. Воспитатель выставляет монету, например 10 к. Ребёнок, сидящий справа от него, выставляет любую монету, но меньшую достоинством, например 3 к., и считает, сколько копеек нужно добавить до10 к. Следующий ребёнок выставляет свою монету, например 5 к., и дополняет число 5 до 10. Кто больше назовет предметов? Воспитатель ставит перед детьми задание назвать предметы: а) Определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие); б) Определенной формы (треугольные, круглые. прямоугольные); в) Изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла). За правильные ответы учащиеся получают фишки. Дорисуй На доске схематические рисунки. Играют два человека (по одному от каждой команды). Они должны дополнить каждый ряд кружочками до определенного числа (например, до 7). Побеждает команда, выполнившая задание правильно и быстро. Сколько предметов? В одной руке воспитатель держит часть предметов, остальные – в другой за спиной. Обращаясь к детям, учитель говорит: «У меня всего 6 кубиков, в правой руке – 4. Сколько кубиков в левой руке?» Кто первый ответит, может предлагать детям аналогичные задачи. Задания для диагностики дошкольников 5- 6лет Сохранение количества и величины. Высокий — Ребёнок владеет навыками сосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия. Средний — Ребёнок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Низкий — Допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5). Методика обследования. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где5, или там, где 4? Что можно сосчитать в группе? Сосчитай. а дома что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько? Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4? Ребёнку предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить? Ребёнку предлагается посчитать квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить? Ребёнку предлагается посчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга? Свойства предметов. Высокий — Ребёнок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией. Средний — Ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Низкий — Ребёнок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует с помощью взрослого. Методика обследования. Д/упр. "Найди самую длинную (короткую) ленточку; широкий (узкий) ручеёк; высокое (низкое) дерево; толстый (тонкий) карандаш; тяжёлый (лёгкий) шарик; глубокий (мелкий) стакан; большой (маленький) гриб". Д/упр. "Найди прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг". Сколько сторон у квадрата? Треугольника? Прямоугольника? Сколько у них сторон? Чем они отличаются друг от друга? Найди в группе и назови предметы круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, квадратной формы. Д/упр. с блоками Дьенеша. Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (форме, размеру); Найди не такую, как эта по цвету (форме, размеру); Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету); Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Отношения между предметами. Высокий — Ребёнок самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте, толщине, весу, объёму, Ориентируется в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях — в последовательности частей суток, протяжённости во времени: вчера, сегодня, завтра. Средний — С небольшой помощью взрослого ребёнок устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине, весу); пространственные и временные отношения. Низкий — Ребёнок устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Методика обследования. Д/упр. "Разложи ленточки от самой длинной до самой короткой; поставь дома от самого низкого до самого высокого" и т. д. Д/упр. "Что где?" (Ребёнку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа). Д/игра на наглядном материале "Что сначала, что потом" (Ребёнку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени). Беседа "Вчера, сегодня, завтра". Д/упр. "Пойдёшь-найдёшь" (Ребёнку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: "Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделай три шага вперёд, повернись направо. Протяни руку. Что ты нашёл?") Числа и цифры. Высокий — Ребёнок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством. Средний — Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их. Низкий — Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Методика обследования. Посчитай матрёшек (5). Сколько их? Поставь на стол столько же грибочков, сколько матрёшек. Что надо сделать, чтобы матрёшек стало больше? Сколько матрешек получилось? Найди цифру, которая обозначает это число. Д/упр. "Кому какая цифра?". (Ребёнку предлагается к картинкам из игры "Лото"найти и подложить соответствующие цифры"). Преобразование, воображение, комбинаторские способности. Высокий — Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов, комбинирование. Ориентируется на результат. Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывание изображений. Средний — Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображённые фигуры. Низкий — Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Методика обследования. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Ребёнку предлагается рассмотреть изображения предметов, выложенные из счётных палочек: телевизор, бантик, конверт, лодка и т. д. (каждый предмет выложен из 6-ти палочек). Затем ребёнку предлагается видоизменить фигуры так, чтобы получилось что-то новое. (Можно переложить палочки по — другому, а можно изменить количество палочек). Ребёнку предлагается из плоскостных геометрических фигур выложить изображения и назвать их. Д/игра "Дорисуй и назови предмет" Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач и установлении последовательности действий. Высокий — Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий. Средний — Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки. Низкий — Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Методика обследования. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Д/игра "Какая фигура следующая?" Ди/игра "Собери цепочку" Используемая литература:
|