Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель |
Математика детям | |||
Автор: Кравцова Татьяна Николаевна | |||
09.04.2022 10:39 | |||
Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель Кравцова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г. Ярославля В.А. Сухомлинский Получение знаний по такому увлекательному предмету, как ментальная арифметика, происходит в статике: работа с абакусом и игры с флэшкартами предполагают нахождение детей в сидячей позе и усиленную умственную деятельность, что тяжело дается детям дошкольного возраста. Длительность занятия, начиная от 30 минут для детей в возрасте 5-6 лет, и 35 минут для детей в возрасте 6-7 лет в статических позах сильно влияет на внимание ребенка, он начинает отвлекаться, усвоение материала и интерес снижаются. В связи с чем возникла необходимость в применении динамических пауз, которые были бы направлены на закрепление материала в движении.
Для разработки игр с двигательной активностью использовалась технология «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель. В основе технологии лежат подвижные развивающие игры. Во время таких игр дети могут активно двигаться и интеллектуально развиваться: учиться читать, считать, знакомиться с геометрическими фигурами, цветами, тренироваться запоминать, различать, сравнивать, логически мыслить. Положительным моментом в использовании игровых напольных тренажеров является обучение детей в игровой форме. Занятия могут быть индивидуальные и групповые, преобразуя традиционное сидение за столом в динамический поиск нужных решений и уделяя больше времени развитию сенсомоторного интеллекта. Такие занятия затрагивают все образовательные области и способствуют комплексному развитию дошкольников на основе здоровьесберегающей технологии обучения в движении. Изучив данную технологию, мы решили использовать ее, как одно из средств в обучении детей ментальной математике с помощью дидактической игры «ЗаниМательные круги». Цель игры: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием технологии «Обучение в движении». Следуя этой технологии, мы с помощью изоленты нанесли разметку на пол по образу абакуса, имитирующую раму, перекладину и 2 спицы (счет до ста) — первая ступень изучения ментальной математики в ДОУ. Такую игру можно провести индивидуально или подгруппами в соревновательной форме, изобразив два таких абакуса на полу. Косточки (вырезанные из плотного картона круги) представлены двух видов:
Рис. Цветной абакус. Наличие цветных косточек предполагает первые простые подвижные игры:
Рис. 2 Неправильное расположение Рис. 3 Правильное расположение
Рис. 4 Вариант расположения Рис. 5 Вариант расположения Рис. 6 Вариант расположения Далее предусмотрено усложнение — это работа с флешкартами. Помимо раскладывания кругов (косточек) по цветам, прибавляются игры на запоминание чисел и их обозначение на абакусе:
Рис. 7 Повтори флешкарту и назови число Рис. 8 Задание выполняют дети
Рис 9. Изобрази число и проверь Рис. 10 Задание выполняют дети И более сложный этап — решение примеров (можно играть в команде, либо индивидуально).
Рис. 11 Решить пример Возможен вариант использования «Цифрового кубика», который представлен в виде куба с прозрачными кармашками. По мере изучения нового материала, в пустые грани помещаются либо просто цифры, либо цифра с действием на сложение и вычитание. Рассмотрим несколько игр с кубиком:
Рис. 12 Вариант расположения Рис. 12 Вариант расположения
Рис. 14 Вариант расположения
Играть можно индивидуально и командой. Между командами проводится соревнование на скорость, и победившая команда получает приз. Можно комбинировать разные виды игр между собой. Таким образом, используя элементы технологии «Обучение в движении», мы способствуем развитию умственных способностей и познавательных процессов детей (восприятие, мышление, пространственная ориентировка) и одновременно удовлетворению важной для ребенка дошкольного возраста потребности в двигательной активности. Это способствует, в том числе профилактике переутомления и добавляет положительных эмоций в образовательный процесс.
|