Методы и приёмы логико-математического развития дошкольников. |
Математика детям | |||
Автор: Макарова Татьяна Викторовна | |||
22.02.2022 20:08 | |||
Методы и приёмы логико-математического развития дошкольников. Логико — математическое развитие – это позитивное изменение в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и операций. Метод – это способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета. Классификация методов Практический метод К практическим методам обучения относятся: — упражнения, -опыты, -продуктивная деятельность В логико-математическом развитии ведущим является практический метод. Суть его — организации практической деятельности детей,направленной на усвоение строго определенныхспособов действий с предметами или их заменителями. Особенности метода — выполнение разнообразных практических действий; — широкое использование дидактического материала; — возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом: — выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме; — широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
Наглядный метод К наглядным методам обучения относятся: -демонстрация объектов и иллюстраций, -наблюдение — показ, — рассматривание таблиц, моделей. На занятиях по математике широко используются:• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?», «Что перепутал художник?»;• Иллюстрации с изображением времени суток;• Ситуации для составления задач;• Циферблат часов;• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;• Показ видеофильмов, ИКТ. Виды наглядного материала: • демонстрационный и раздаточный; • сюжетный и бессюжетный; • объемный и плоскостной; • специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); • фабричный и самодельный. Методические требования к применению наглядного материала: • новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала; • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности; • одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала; • новый наглядный материал лучше показать детям заранее... Требования к самодельному наглядному материалу: • гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала); • эстетичность; • реальность; • разнообразие; • однородность; • прочность; • логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. д.); • достаточное количество... Словесный метод К словесным методам относятся: -рассказывание, -беседа, -объяснение, — пояснения, -словесные дидактические игры. Требования к речи воспитателя: • эмоциональная; • грамотная; • доступная; • четкая; • достаточно громкая; • приветливая; • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения; • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе... Требования к речи детей: • грамотная; • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями; • с нужными математическими терминами; • достаточно громкая Игровой метод Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б. П. Никитин). Виды дидактических игр: -предметные, — настольно-печатные, -словесные Предметные и словесные игры проводятся назанятиях по математике и вне их. Настольно — печатные, как правило, — в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентировки в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление Приемы Объяснение и показ (образец педагога).Является наиболее экономным и продуктивным способом формирования у детей логико-математического опыта, когда этого требует учебный материал. Он позволяет связать ранее изученный материал с новым, что дошкольники самостоятельно сделать не могут. В ходе объяснения воспитатель выделяет ведущие идеи, способы действий, устанавливает связи.Объяснение может быть «чистым» (действия выполняет только педагог) или носить характер эвристической беседы, быть проблемным (при объяснении активизируется умственная деятельность детей, они являются «соучастниками» мыслительного процесса). Например, при изучении тем «Многоугольники», «Измерение», «Деление целого на равные части».Требования к образцу: четкость, расчлененность; согласованность действий и пояснений; точность, краткость речи; избегание повторного показа воспитателем (используется показ ребенка, повторение способов действий детьми в устной речи). Словесные приемы. Инструкция вытекает из показа – что и как надо делать; дается до выполнения задания (частями или полностью). В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть краткой, нередко дается по ходу выполнения действий.Пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения самостоятельных работ; должны быть конкретными, короткими.Вопросы к детям: репродуктивно-мнемические (Что это? Какого цвета?), репродуктивно-познавательные (Сколько будет кубиков, если я добавлю еще один?), продуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кубиков стало поровну?) Требования к вопросам:точность, лаконизмлогическая последовательность (от простых к сложным)разнообразие формулировок (об одном и том же спрашивать по-разному)оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросовразвивающий эффект вопросов (должны будить мысль ребенка)количество должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цельследует избегать подсказывающих (Это квадрат, не так ли?) и альтернативных вопросов (Откуда следует начинать измерение? Если я начну отсюда, это будет правильно? Где находится начало отсчета мерок?)Требования к ответам детей:краткие или полные, в зависимости от характера вопроса; самостоятельные, осознанные; точные, ясные, громкие; грамматически правильные; взрослый должен переформулировать ответ, давая его правильный образец и предлагая повторить: «На полке грибов четыре» — «На полке четыре гриба». Коллективные.Индивидуальные.Совместные.Самостоятельные. Комплексные. Однотипные. Репродуктивные. Продуктивные. Упражнения.Упражнения могут предшествовать изучению нового материала, включаться в процесс первичного с ним ознакомления (наблюдение за деятельностью детей утром, днем, вечером; группировка знакомых геометрических фигур с выделением их общих признаков) или следовать за объяснением (закрасить квадраты красным цветом, а прямоугольники синим). При этом учебная задача не копируется, а усложняется. Моделирование. Виды моделей: предметные (число – группа игрушек); предметно-схематические (картинки, схемы); графические (точка, линия, отрезок, геометрические фигуры).Примеры моделей: «цветные» части суток, недели, года (календарь); план, схема, чертеж; модели геометрических фигур; числовая лесенка, числовые фигуры. Игра. Игра Наибольшее распространение получили дидактические игры: предметные ( «Собери пирамидку», «Уложим куклу спать», «Подбери пару»), настольно-печатные ( «Лото», «Домино»), словесные ( «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко»), развивающие ( «Танграм», «Шашки»), игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты, головоломки с палочками) и др. В этих играх дети уточняют, закрепляют полученные знания и умения.В образовательной деятельности используются отдельные элементы разных видов игр: сюжетно-ролевой ( «Супермаркет»), подвижной ( «Гаражи и машины»), театрализованной ( «Репка»), строительно-конструктивной ( «Построим заборчик»).Логико-математические игры имеют свою специфику: они подводят детей к открытию определенного способа решения задач, усвоению некоторой математической идеи. Это «Игры с обручами», «Вычислительные машины», «Чудо-мешочек» (представления о достоверных и случайных событиях), «Преобразование слов».
|