Всестороннее развитие познавательной сферы детей с задержкой психического развития дошкольного возраста посредством дидактических игр и заданий с использованием «Математического планшета» |
Математика детям | |||
Автор: Прохорова Л. В., Комарова Ю.Н. | |||
12.02.2022 10:22 | |||
Всестороннее развитие познавательной сферы детей с задержкой психического развития дошкольного возраста посредством дидактических игр и заданий с использованием «Математического планшета» Прохорова Л. В., Комарова Ю.Н. МБДОУ «Детский сад №25 «Журавлик»», г. Тамбов, sjur25@yandex. ru Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению и воспитанию. У них наблюдаются временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии. Поэтому, для их развития, необходимо создавать специальные условия. В рамках формирования социально-бытовых навыков, развития мелкой моторики и познавательной сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР) высокой результативности позволяет достичь использование «Математического планшета».
Он способствует развитию исследовательской деятельности малышей, содействуют их гармоничному психологическому, сенсорному и моторному развитию, а также развитию творческих способностей и воображения. Таким образом, у детей ЗПР лучше развивается мелкая моторика рук, включается дифференцированное восприятие информации, тренируется память и внимание, усваиваются обобщённые знания и способы действий. «Математический планшет» не только оказывает помощь в формировании познавательной сферы у детей с ЗПР, а также способствует закреплению полученных знаний при использовании его в дидактических играх. Пособие можно направить на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности детей ЗПР, расширение их творческого кругозора. Доступная детям практическая деятельность помогает лучше усваивать материал, также снизить умственное переутомление. В процессе образовательной деятельности по ФЭМП решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Играя с «Математическим планшетом», дети ЗПР могут освоить создание на плоскости различных фигур, оживлять эти фигуры и дорисовывать к ним детали, формируется это с помощью резиночек и штырьков, входящих в его комплект. В этих играх у детей развиваются образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность. Используя планшет при работе с детьми ЗПР, детям проще запомнить цифры и буквы, так как они будут не только слышать и видеть их, но могут нарисовать их на планшете, могут почувствовать их своими пальцами. Большую помощь “Математический планшет” можно оказать на занятиях по развитию речи при пересказах небольших литературных текстов, составлении творческих и описательных рассказов. Дети могут резиночками нарисовать картинки-иллюстрации к ним. Воспитатель наводящими вопросами может побудить их придумывать новые повороты событий для знакомых сказок, зарисовывать их. В процессе разнообразных игр с «Математическим планшетом» развивается мелкая моторика, фантазия, логика, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, коммуникативные качества. Использование «Математического планшета» с детьми ЗПР требует от воспитателя творческого подхода к заданиям, проблемным вопросам, так как надо учитывать особенность этих детей. Дидактические игры, игровые упражнения приучают детей к необходимости самостоятельного открытия и дают возможность решать различные задачи в игровой форме. Благодаря его использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний. У детей формируется привычка к умственному труду. Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта. Всем известно, что сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Как правило, дошкольники с ЗПР видят и называют только большие и маленькие по величине предметы. Задача воспитателя развивать представление о форме предмета, научить видеть в предметах геометрические формы, сравнивать предметы по величине, группировать их и т. д. Для этого можно использовать игру «Загадки» Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь. Методика: Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. (Загадки подбираются, учитывая возможности ребёнка ЗПР) Предложенная игра не только обучит детей пониманию величины предметов, но и будет способствать развитию мелкой моторики, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия. Известную трудность встречает овладение дошкольниками с ЗПР пространственной ориентировкой. Дети путают лево и право, направление движения вперед-назад, вверх-вниз, плохо ориентируются на листе бумаги. Предлагаемый ряд игр и упражнений с «Математическим планшетом», направлен на обучение детей ориентированию на плоскости и в пространстве. При помощи этих игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, учатся ориентироваться на плоскости. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей, например, игра «Пространственное ориентирование» Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины. Методика: Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:
Задание можно разнообразить, давая детям задания:
В коррекционной работе с «Математическим планшетом» с детьми ЗПР, необходимо использовать всё многообразие игр и упражнений данного пособия. С его помощью уточняются и закрепляются представления о числах, геометрических фигурах, пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, что позволяет разнообразить игру и сделать ее привлекательнее для детей. Регулярное использование данного пособия поможет подвести общее развитие воспитанника на уровень, необходимый для получения дальнейшего образования в начальной общеобразовательной школе. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр и упражнений с «Математическим планшетом», так необходимых детям с ЗПР. Литература
|