ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Математика детям | |||
Автор: Комарова Марина Владимировна | |||
17.01.2022 06:15 | |||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Комарова Марина Владимировна, воспитатель ГБОУ школа на проспекте Вернадского Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных русских и зарубежных олигофренопедагогов, и врачей еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Жан Итар (1775 – 1838), Эдуард Сеген (1812 – 1880), Декроли (1871 – 1932), Мария Монтессори (1870 – 19520), Е.К. Грачева (1866 – 1934), А.Н. Граборов (1885 – 1949) широко использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития. Авторы смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд для детей с ограниченными возможностями здоровья, который требует напряжения всех духовных и физических сил.
Известные русские олигофренопедагоги и психологи А.Н. Граборов, Г.Я. Трошин высоко ценили игры в деле воспитания и обучения таких детей. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей. «Степень отсталости ребенка характеризуется теми играми, на которые он способен» — писал А.Н. Граборов ( «Игра и ее значение в развитии ребенка» – Вестник психологии, т. 12, вып. 4. 1916). Они видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре все внешние чувства упражняются, игра действует на них развивающе, а следовательно в игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. «…Нет… ни одной способности, — писал А.Н. Граборов, — которая не упражнялась бы в игре. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития». (Вестник психологии», Т.12, 1916г.). При обучении игра рассматривалась как метод наряду с другими методами и приемами, русские ученые считали, что преподавание для детей с ограниченными здоровья детей должна быть построено ярче. Прежде, они рассматривали игру, как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий. «Расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления: В игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия…» (А. Н. Граборов). Однако вопрос о методике проведения дидактических игр, их месте на занятии ФЭМП, о системе отбора игр является неразработанным. Мы взяли за основу выше сказанное, и так создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств, таковы игры, созданные Ж.Итаром, Э.Сегеном, Декроли, Марией Монтессори. Но, несмотря на то, что они создавались с целью развития внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память малышей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию интеллектуальной деятельности детей. Почти все игры, созданные для обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение. Положительным в построении всех этих игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль малыша, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые малыш получает в таких играх, могут быть легко перенесены в быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке. Опыт работы показал, что преподавание для такой категории детей должно быть построено ярче и эмоциональнее, чем для их нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание таких детей надо постоянно будить, и занятия, носящие характер игры, могут с успехом служить этой цели. Особенно высоко ценились игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображались предметы окружающей малыша действительности. На практике было видно, что такие игры особенно увлекали и побуждали интерес к изучаемому материалу. Особенно большое значение придавалось дидактическим играм при повторении. Это объясняется тем, что дети с ограниченными интеллектуальными возможностями с большим трудом запоминают учебный материал и быстро его забывают. Поэтому повторение приобретает особое значение, но, мы увидели на практике, проходит оно более успешно при условии разнообразия форм, на различном материале и лучше всего, как подчеркивает Е.К. Грачева, игровом. Основная учебная цель ФЭМП состоит в том, чтобы сформировать первоначальные знания у детей, имеющих недоразвитие интеллектуально — познавательной сферы, устойчивые навыки решения математических задач, научить их наблюдать, сравнивать, находить сходные и различающиеся признаки предметов, закрепить навыки счета, освоить методы решения реальных задач с помощью моделей и математических операций. Наша цель – помочь сформировать у ребенка начальные математические представления, сделать процесс обучения более занимательным, придать ему развивающий и творческий характер. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к ФЭМП, наряду с другими методами и приемами, использованием разнообразия дидактических материалов, явилась дидактическая игра. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Включение в занятие дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность малыша с привычной, и делает менее заметной, переход к серьезной учебной работе. Обучение играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку с проблемами в развитии, для его обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленной цели постепенно переключаются на учебные занятия. Педагоги используют с этой целью разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекают малышей в практический процесс овладения предметом. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность малыша, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. В игре удается приковать внимание к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Опыт работы показал, что вначале малыш заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре, возникает интерес к занятиям. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятие, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого малыша. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности малышей, они учатся учитывать интересы своих друзей, сдерживать свои желания, развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер. ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И РУКОВОДСТВО ИМИ НА ЗАНЯТИЯХ ФЭМП. Подбор дидактических игр для обучения детей с нарушениями интеллектуальной сферы и познавательной деятельностью по ФЭМП проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если например, основной задачей данного занятия является закрепление знаний по составу числа, то дидактическая игра, включенная в занятие, должна этому способствовать. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре каждого малыша, интерес к различным играм, возможности участия в игре. Исследования показали, что малышей в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т д. Малышам нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту» (дидактический материал – кукла матрешка), «Разложи кольца» (дидактический материал – пирамидка, башенка), «Угадай, что спрятано в мешочке» (дидактический материал – геометрические фигуры или тела), «Кто куда хочет пойти и что кто хочет найти?» (дидактический материал – игрушки) и т д. С большим интересом дошкольники принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например игры «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» и т д.. Малыши играют определенную роль, роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью в игре, они незаметно для себя решают необходимые учебные задачи. Проявляют интерес к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм «Что изменилось?», «Который по счету?» и т д.. С интересом воспринимают дидактические игры «Занимательные квадраты», «Подбери по форме», «Занимательная палитра», «Веселый счет», «Геометрическое лото», «Помоги ежу собрать урожай», «Три медведя», «Колумбово яйцо» и т д.. При выборе игры необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели занятия, было посильно всем детям и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности. Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе дидактических игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, которые служили бы подготовкой для их проведения. У детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно и к одной даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой игре. Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в занятие или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных программой по ФЭМП, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу. Наиболее ценными дидактическими играми, как показала практика, являются те, которые требуют от дошкольников проявления наибольшей самостоятельности. Характерным, для таких детей является неуверенность в своих знаниях, силах. Они нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают. Поэтому, одной из задач педагогов является вселение в малыша уверенности в свои силы, пробуждение и развитие их самостоятельности. И здесь, как мы отмечали выше, на помощь учителю – дефектологу приходят дидактические игры, которые проявляют наибольшие требования к самостоятельности, представляют для малыша наибольшую ценность, так как имеют и воспитательные и корригирующее значение. Методика проведения дидактических игр требует от педагога большого педагогического мастерства и такта. Знакомство с новой дидактической игрой должно быть тщательно продумано, чтобы заинтересовала ребенка и решила ту учебную задачу, которую она призвана решать, дети к этой игре должны быть заранее тщательно подготовлены. Если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей степени трудности и следующий вариант должен быть дан детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий, менее сложный вариант игры. Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, картинки, таблицы, геометрические фигуры, цифры, монеты и т д), ребенка с ним нужно заранее познакомить. Затем педагог знакомит детей с правилами игры, ее содержанием. Обязательно, чтобы он был сам участником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила, в каком случае можно оказаться победителем или побежденным. Уделяя основное внимание решению дидактической задачи, направленной на более глубокое раскрытие темы и цели занятия, педагог не должен забывать об увлекательности, о сохранении игрового действия и правил в игре. Иначе игра будет носить характер обычного упражнения и малыши будут скептически относиться к подобным играм. Также хотелось отметить, что большое значение имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп игры может привести к тому, что, вместо того чтобы решать, считать, дети будут давать ответы наугад. Замедленный темп игры может засушить игру и снизить интерес дошкольников как к игре в целом, потому что вялость, безразличие очень быстро улавливается даже самыми маленькими детьми, и интерес к игре быстро угасает. Очень важным является и такой момент, как — то, что игра должна быть преподнесена дошкольникам четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны и многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен малышу, имеющему нарушения интеллектуальной сферы и проблемы в развитии познавательной деятельности. Игра, которая содержит несколько правил или сложна по содержанию, может быть расчленена на составные части, и знакомство с такой игрой следует проводить по этапам. Отработав один этап в игре, переходят к отработке следующего. Задания в отдельных играх можно индивидуализировать, даже в играх коллективных. Учитывая, что таким детям, а особенно дошкольникам, свойственно недостаточно критическое отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры. Вначале учитель сам подводит итоги, привлекая при этом и детей, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание. В то же время не следует сковывать их свободы, инициативы, активности, надо побуждать к игре, не нарушая их радости, помогать им во время игры, руководить, учить, не посягая на их самостоятельность, тогда игра будет проходить эмоционально. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Одной из задач пропедевтического периода является подготовка малыша к изучению систематического курса ФЭМП, развитие их количественных, пространственных и временных представлений, а также представлений о величине окружающих предметов и выработка соответствующих понятий. Дидактические игры и занимательные упражнения, которые объединены в данном разделе, ставят целью закрепление понятий о величине: «большой – маленький», «Подбери по величине», «Игра с пирамидкой (матрешкой)», «Что в руке», «Парные картинки», «Большие и маленькие предметы», «Какой круг надо положить», «Игра с кругами», «Цветные круги», «Геометрическое лото», «Поручения», «Что изменилось?», «Кому что?», «Сказка три медведя», «Что спрятано в мешочке?» и т д; «высокий – низкий»: «Сделай лесенку», «Высокий и низкий дом», «Расставь палочки», «Кому что?», «Подбери к домику»; «широкий – узкий», «длинный – короткий»: «Бантики», «Ботинки и шнурки», «Заборчик», «Дорожки», «Найди тропинку», «Подбери шарф», «Узоры», «Цветные карандаши», «Кому что надо», «Домино», «Глазки спят, а ручки делают», «Веселый поезд», «Помоги зайке добраться домой», «Кукла заблудилась», «Звери соревнуются», «Подбери по форме», а также сравнение предметов по этим существенным признакам. В играх закрепляются количественные понятия: много, мало, один, столько же, поровну: «Стук – стук», «Покажи столько же», «Столовые приборы», «Найди свою пару», «Посчитай — ка», «Веселый счет», «Цифры», «Много – мало – один», «Подбери столько же …», «Машины шары», «Мы делили апельсин, много нас, а он один..», «Рукавички» … Малыши учатся соотносить элементы различных множеств, устанавливать взаимно однозначное соответствие между ними, а также соотносить цифры и количества. Наряду с этими основными обучающими задачами, каждая игра решает и отдельные коррекционно – воспитательные задачи. Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, памяти, наблюдательности. В этих дидактических играх малыши учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать умозаключения. Все это безусловно способствует коррекции мышления ребенка с проблемами в развитии интеллектуальной сферы. ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕННИЙ В данном разделе представлены и разработаны дидактические игры и занимательные упражнения, способствующие развитию и закреплению представлений о положении предметов в окружающем их пространстве, о геометрических формах. «Вверху – внизу. Кто выше?», «Внизу – вверху», «Привет, кто твой сосед?», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Скажи, кто где живет?», «Теремок» — игры уточняют и закрепляют понятия: «вверху – внизу», «выше – ниже», «слева – справа», «вперед – назад». Основной целью дидактических игр «Подбери по форме», «Занимательные формы», «Подбери по форме», методики Никитина, «Сложи танграм», «Почтовый ящик», «Найди свой домик», «Геометрическое лото», «Формы», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Составим поясок», «Улица волшебных фигур», является развитие представлений малышей о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале. Некоторые виды упражнений основанные на слуховой, зрительной, тактильной основе (различные виды диктантов) наряду с решением задачи различения геометрических фигур способствуют также развитию и коррекции анализаторов. Ребенок учится отбирать геометрические фигуры по образцу «Найди такую же», «Найди по описанию», «Положи такую же фигуру», «Построим домик для куклы Маши», «Кто самый внимательный?», «Разложи правильно», «Назови предмет», «Подбери по форме», «Угадай на что похоже»; по названию – «Елочная гирлянда», «Бусы», «Поставь стрелку правильно», «Найди свою фигуру», на ощупь – «Угадай, какая это фигура», «Занимательные квадраты», «Разложи правильно», «Чудесный мешочек», «Собери домик», «Найди домик; узнают в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры и тела – «Подбери по цвету и форме», «Угадай из чего построено», «Кому и для чего надо», «Найди по форме», «Назови предмет» и т д.. Игры — «Рукавички», «Собери картинку», «Занимательная палитра», «Танграм», «Помоги собрать урожай», «Хвосты», «Найди пару» и т д., направлены на развитие произвольного внимания, наблюдательности. Развитию комбинаторных способностей способствуют игры и занимательные упражнения: «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру?», «Будь внимателен», «Какая фигура получилась?», «Распознай фигуру», «Найди фигуру», «Какая фигура получилась?», «Сколько кругов?», «Что быстрее упадет?». Ряд игр направлен на развитие глазомера, например: «Какой фигуры недостает?», «Кто быстрей добежит?», «Из какого домика», «В каком ряду», «Где спряталась солнышко?», «Дед Мазай и зайцы», «Найди … различий», «Сделай как я», и т д.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Игры и занимательные упражнения данного раздела направлены на развитие временных представлений. Игры – «Когда это бывает?», «С утра до вечера», «Как за солнышком ходили» – способствуют закреплению представлений о сутках (утро, день, вечер, ночь). Игры и занимательные упражнения – «Неделька», «Поставь стрелку правильно», «Подвижный календарь», «Молчанка», «Что изменилось?» — закрепляют представления о неделе, о последовательности дней недели, формированию понятий: вчера, сегодня, завтра; было, будет, сначала, потом, способствует развитию внимания, наблюдательности. Названия и последовательность времен года закрепляются в играх: «Подвижный календарь», «Закрой форточки», «Поставь по порядку», «Какое это время года?», «Собери и назови», «Поставь стрелку верно», «Четыре время года» и т д.. ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА Основная задача научить малыша считать в прямом и обратном порядке как отвлеченно, так и пересчитывая конкретные предметы (по одному и группами), должны знать место числа в числовом натуральном ряду, уметь сравнивать числа по величине, уметь обозначать количества цифрами, иметь ясные, четкие представления о соотношении количества и цифры. Обучающая задача дидактических игр – «Кто из них прав?», «Живые числа», «Веселый счет», «Веселый поезд» — направлена на закрепление количественного счета (прямого и обратного). «Считай дальше», «Кто убежал?», «Какой вагон отцепился?», «Репка» – имеет своей целью закрепить знания прямого и обратного счета с заданного числа. Закрепление соотношения количества и числа можно проводить в играх: «Стук – стук», «Покажи столько же пальчиков», «Положи нужную цифру», «Игра с кубом», «Цифры» и т д.. Наряду с обучающими задачами каждая игра решает и различные коррекционно – воспитательные задачи. Развиваются внимание, слуховые, зрительные и кинестетические ощущения, память, речь. Дидактические игры, объединенные в данном разделе, направлены на развитие у малыша анализа, синтеза, обобщений. Приведенные выше нами примеры не исчерпывают всех учебно – методических задач, и каждый педагог может дополнить и расширить круг выполняемых заданий. Мы попытались на некоторых приведенных выше примерах показать дидактическую ценность, которое было разработано нами на основе принципов развивающего обучения дошкольников, где активно используются модели для изучения свойств и отношений различных объектов окружающего мира. Основная учебная цель дидактической игры состоит в том, чтобы сформировать у дошкольника с проблемами развития интеллектуальной и познавательной деятельностью устойчивые навыки решения математических задач, научить их наблюдать, сравнивать, находить сходные и различающиеся признаки предметов, закрепить навыки счета, освоить методы решения реальных задач с помощью моделей и математических операций. Список использованной литературы:
|