«Занимательные задачи для дошкольников» |
Математика детям | |||
Автор: Язькова Екатерина Викторовна | |||
07.06.2021 06:28 | |||
«Занимательные задачи для дошкольников» Язькова Екатерина Викторовна ГБОУ Школа 2121 дошкольный корпус 2 Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по ФЭМП или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия в старшей и подготовительной группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики» Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка.
Занимательность математического материала придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы ли самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» -заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. ИГРА «Цепочка примеров» Цель: Упражнять детей в умении производить арифметические действия. Ход игры: Две группы детей садятся на стулья- одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет пример 3+2 и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот кому, брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой команды. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков. ИГРА «Отгадай число» Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа. Ход игры: По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры. ИГРА «Сколько взять конфет» Цель: Упражнять детей в соответствии условия задачи с результатом. Ход игры: Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (не менее 3). Задача решается путем логического размышления. Так же решается задача о яблоках: «В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой). Математические развлечения представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей. Они увлекательны для детей. Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх создаются плоские фигуры, в других объемные. Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений.
|