Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера.
Математика детям
Автор: Воронцова Татьяна Константиновна   
15.04.2021 11:46

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера.Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера.

Воронцовой Татьяны Константиновны

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, палочки Кюизенера, ТРИЗ.

Программное содержание:

Цель: закрепление у детей полученных знаний при использовании развивающих игр, развитие счетной деятельности- формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи:

 

Образовательные:

  • закрепить количественный прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Познакомить с составом числа 10 из двух меньших с помощью палочек Кюизенера.
  • Формировать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа с помощью палочек Кюизенера.
  • Формировать умение различать геометрические фигуры по форме, величине.
  • Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
  • Закрепить знания ориентировки во времени (названия дней недели, их последовательность, названия времен года и их последовательность, названия частей суток).
  • Закрепить умения решать задачи первого типа.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, логическое мышление, внимание, память, связную речь, отвечая полным ответом, творчество в поиске детьми вариативных способов с использованием палочек Кюизенера, способствовать проявлению исследовательской активности детей в моделированиях.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий при выполнении заданий, умение работать в коллективе.

Оборудование и демонстративный материал:

  • Воздушный шар.
  • Конверт с письмом и разрезной картинкой профессора.
  • Корзина с мячами
  • Призы
  • ИКТ

Раздаточный материал:

  • Палочки Кюизенера
  • Плоские геометрические фигуры
  • Карточки для составления задач
  • Белые листы

Предварительная работа воспитателя:

  • Изготовление плоских геометрических фигур по количеству детей
  • Изготовление дидактических листов для геометрического диктанта
  • Подготовка карточек с задачами
  • Презентация
  • Изготовление письма и картинки профессора
  • Подготовка мячей с цифрами
  • Подготовка заданий для каждого этапа
  • Индивидуальная работа с детьми

Предварительная работа с детьми:

  • Дидактические игры с палочками Кюизенера.
  • игры технологии ТРИЗ.
  • Решение задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • показ образца с геометрическими фигурами,
  • показ образца числовой прямой

словесные:

  • объяснение решения задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.
  • Оценка детских ответов и речи
  • Вопросы

Практические:

  • дидактические игры
  • выполнение заданий воспитателя

самостоятельная работа детей:

  • придумывание задач на сложение и вычитание.
  • Раскладывание геометрических фигур на листах.
  • Работа с палочками Кюизенера.

Ход НОД

Дети заходят в группу становятся в круг вместе с воспитателем.

В: в круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем.

В: ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:

Здравствуйте! Ты скажешь человеку,

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

Пусть все наши гости и мы будем чаще улыбаться и у всех будет хорошее настроение.

В группе летает воздушный шар, к ниточке которого привязан конверт, в котором письмо и разрезная картинка «Профессор- Математик».

В: Ребята, посмотрите, что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, давайте его откроем и узнаем от кого оно. (дети с воспитателем открывают конверт- в нем разрезная картинка и письмо).

В: что это? Ребята, что надо сделать чтобы узнать от кого письмо пришло?

Д: собрать картинку. (дети собирают картинку)

В: все ясно! Это письмо прислал нам Профессор- Математик! (слайд 2). (дети смотрят на экран, где появляется картинка профессора). Нужно скорее прочитать письмо, может оно очень важное. (воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы уже многому научились за эти 3 месяца. Я хотел бы поздравить вас с успешной учебой и приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти все мои испытания. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы, готовы к испытаниям? (ответы детей). Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка». (дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой.)

В: ну что, ребята, начнем наше путешествие! (один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»). Посмотрите, какая цифра здесь написана? (ответы детей). Правильно, и это наше первое испытание. (воспитатель открывает конверт и читает письмо: «Чтобы справиться со всеми трудностями вы должны быть сообразительными и внимательными. Я предлагаю вам математическую разминку!». (дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя).

В:

  1. Сколько ушей у двух собак?
  2. Сколько дней в неделе?
  3. Сколько глаз у светофора?
  4. Сколько пальцев на одной руке?
  5. Было число 5, а стало число 3. Что нужно сделать чтобы получилось число 3?
  6. Сколько солнышек на небе?
  7. Сколько в неделе выходных дней?
  8. Петух снес яйцо, кому оно достанется?
  9. Если веревка толще нитки, то нитка?
  10. Сколько частей в сутках и какие?
  11. Декабрь- это месяц какого времени года?
  12. Назовите все времена года?
  13. Снега было много, а стало мало. Что это может быть?
  14. Какой сегодня день недели и почему?

В: молодцы! Мы выполнили первое задание. Теперь следующее испытание. (ребенок достает мяч с числом «2» воспитатель читает задание. Замок геометрических фигур. Ответьте на вопросы, связанные с геометрическими фигурами).

В: назови, какая это цифра?

Д: два. (дети проходят за столы и садятся парами).

В: а теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (слайд 3). Вот какой красивый замок у профессора Математика. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите? (ребенок подходит к экрану и называет геометрические фигуры)

Д: квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, круги, трапеции.

В: А теперь посмотрите в каком беспорядке перед вами лежат геометрические фигуры (на столах в тарелочках лежат плоские предметы вперемешку, нужно разложить на белом листе бумаги геометрические фигуры так же как на слайде). (слайд 4). Убрать слайд после того как дети запомнили расположение фигур. Молодцы!

В: ребята, давайте посмотрим, какое у нас следующее испытание? (ребенок достает мяч с цифрой «3» и воспитатель читает задание – работа с палочками Кюизенера). (слайд 5)

В: какая это цифра?

Д: три.

В: профессор предлагает нам отправиться в царство палочек Кюизенера. (дети открывают коробки и начинают работу с палочками). Постойте числовую лесенку от самой длинной палочки до самой короткой. (на экране появляется числовая лесенка). (слайд6).

В: давайте вспомним, какого цвета палочка соответствует какому числу.

Д: белая-1, розовая-2, голубая-3, красная-4, желтая-5, фиолетовая-6, черная-7, бордовая-8, синяя-9, оранжевая-10.

В: а теперь давайте познакомимся с составом числа 10. Покажите мне палочку, которая соответствует числу 10.

Д: оранжевая (дети показывают оранжевую палочку).

В: из каких двух чисел мы можем составить число 10? Начнем спускаться с верху лесенки. Какая палочка стоит перед оранжевой и какое число она обозначает?

Д: синяя, число 9. (дети показывают синюю палочку).

В: положите перед собой оранжевую палочку-число 10, ниже этой палочки положите синюю и скажите сколько не хватает до 10?

Д: 1 белая палочка. (дети кладут рядом с синей палочкой белую).

В: теперь скажите, какая палочка лежит после синий и какое число она обозначает?

Д: бордовая-число 8. (дети показывают бордовую палочку).

В: положите бордовую палочку ниже синей и скажите какой палочки не хватает до 10?

Д: розовой –число 2. (дети выкладывают розовую палочку рядом с бордовой).

В: какая палочка лежит за бордовой палочкой и какое число она означает?

Д: черная-число 7.

В: положите ниже бордовой палочки черную палочку и скажите какой палочки не хватает до 10?

Д: голубой – число 3. (дети выкладывают черную и голубую палочки).

В: какая следующая палочка после черной и какому числу она соответствует?

Д: желтая- число 5

В: положите желтую палочку и скажите какой палочки не хватает до оранжевой?

Д: желтой- число 5 (дети выкладывают две палочки желтого цвета)

В: какая палочка после желтой и какое это число?

Д: красная- число 4.

В: положите красную палочку и скажите какого цвета палочки не хватает до оранжевой?

Д: фиолетовой-число 6 (дети выкладывают красную и фиолетовую палочки).

В: какая палочка следующая после красной и какое число она обозначает?

Д: голубая- число3.

В: положите голубую палочку и добавте к ней ту, которой не хватает до числа 10.

Д: к голубой надо добавить черную – число7. (дети добавляют палочку черного цвета).

В: какая палочка идет после голубой и какое это число?

Д: розовая- число 2. Нужно к розовой добавить бордовую и получится оранжевая палочка- число 10.

В: какая следующая палочка после розовой и какое число она обозначает?

Д: белая число 1. Нужно к белой палочке добавить синюю и получится оранжевая палочка число 10. (дети добавляют к белой палочке синюю и получают число 10).

В: молодцы. А теперь проведем физкультминутку (дети стоят у столов)

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол гонял,

В пятницу я прыгал, бегал,

А в субботу, воскресение

Целый день я отдыхал (дети имитируют движения согласно тексту). (дети садятся на места).

В: давайте посмотрим какое следующее испытание нам приготовил профессор. (ребенок достает мяч с цифрой «4»). Какая это цифра?. Посчитай до 10 начиная с этой цифры и обратно до этой цифры.

Д: 4.5.6.7.8. 9. 10. и обратно: 10,9,8,7, 6, 5, 4.

В: задание такое (воспитатель читает письмо: посмотрите на экран и назовите пропущенное число). (слайд 7,8, 9). ответы детей.

В: какое же следующее задание? (ребенок берет мяч с цифрой «5») посчитай обратным счетом от 10 до 5. (ребенок считает). Воспитатель читает задание: «теперь я хочу проверить кто из вас самый ловкий и внимательный. Игра называется «Что где?») (Дети встают в круг. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Кто справа от тебя?», «Что у тебя над головой?», «Что позади тебя?» и т.д. ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос).

В: молодцы. А теперь проходим на места и приступаем к последнему заданию (ребенок несет мяч с цифрой и называет ее «6», а воспитатель читает задание: на экране появляются картинки и вы по ним должны составить и решить задачи) (слайд 10, 11).

В: давайте вспомним из каких частей состоит задача?

Д: из условия и вопроса. (дети составляют задачи).

В: хорошо. Вы сегодня справились со всеми заданиями профессора. Давайте вспомним, что мы сегодня проходили.

Д: счет до 10 и обратно, геометрический диктант, решали задачи, изучали состав числа 10, вспомнили дни недели, времена года, части суток.

В: а теперь посмотрим какие же призы приготовил нам профессор). закройте глаза и произнесите волшебные слова:

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись. (воспитатель достает из стола игры и просит детей открыть глаза).? (слайд 12 с картинками дидактических игр)

В: а теперь давайте скажем «до свидания» нашим гостям и пригласим их еще в гости.

Д: до свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год