«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» |
Математика детям | |||
Автор: Хафизова Лилия Анасовна | |||
14.04.2021 14:37 | |||
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» Пояснительная записка Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конст-руктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Игры со счётными палочками рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Можно использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился. Актуальность темы обусловлена тем, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, мы пришли к выводу, что одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является совершенствование содержания занятий математического цикла путем использования счётных палочек. В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить уровень дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек. Работая по этой теме, мы поставили перед собой цель: -Создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у интеллектуального развития дошкольников через использование счётных палочек. Вид проекта: По количеству участников: групповой. По форме: практико-ориентированный По контингенту участников: дошкольный возраст (4-6 лет). По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года). Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками. Перспективы дальнейшего развития проекта: дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении детей дошкольного возраста, будет ориентиром воспитателям в использовании дидактических игр по ФЭМП. Сроки реализации проекта:
Заключение Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.
|