Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
Математика детям
Автор: Рассказова Елена Николаевна   
24.12.2020 10:02

Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игрыРазвитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры

Рассказова Е.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка»

«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Для детей дошкольного возраста игра имеет огромное значение: игра – это учеба, игра — это труд, игра – это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника. С помощью игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

 

Как «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать образовательный процесс занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. В связи с этим одна из главных задач педагога – создание условий для привлечения внимания детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях детей не интересуют и на которых сосредоточить внимание ребенка не удается. Дать возможность ребенку решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для него. В ходе дидактической игры гораздо проще индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.

Я поставила перед собой цель – разработать систему дидактических игр по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Задачи работы:

  • формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей
  • формировать умение детей использовать сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение
  • помочь детям в освоении экспериментально- исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование)
  • развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
  • воспитывать активность и инициативность детей.

Мы изготовили математический куб. Он сделан из пластиковых панелей, легкий по весу, его может передвинуть любой ребенок, яркий и привлекательный. Каждая грань куба представляет собой игровое поле. Пять граней соответствуют пяти различным играм, каждая из которых несет определенное задание:

  • «На какой цветок сядет бабочка?» — закрепление умения дифференцировать по цвету.
  • «Посади бабку коровку на цветок», «Посади морковку на грядку» — закрепление знания цифр, умения находить аналогичную.
  • «Положи на полочку геометрические фигуры» — закрепление умения выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами
  • «Веселая карусель» — закрепление знания цифр, умения соотносить цифру и количество.

Еще одна наша разработка — планшет «Заниматика». Он представляет собой пластиковую папку с креплением и карманом с внутренней стороны обложки. В этом кармане располагаются конверты с дидактическим материалом. В наборе представлены несколько игровых полей из фоамирана с различной разметкой. Это мягкий, не скользящий материал помогает детям продолжить ряд из геометрических фигур, не позволяя фигурам скатываться.

Игровое поле является мобильным и привлекательным пространством для детей, оно определяет пространство дидактической игры, дисциплинирует.

В комплект входят дидактические игры:

  1. «Продолжи ряд» — развитие умения видеть образец, различать геометрические фигуры; воспитание умения самостоятельно выполнять задания.
  2. «Угости Мишку конфетой» — закрепление умение считать в пределах 5, формирование представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
  3. «Кого (чего) не хватает?» — развитие зрительного внимания, восприятия, умения концентрировать и распределять внимание, мышления

Очень нравится нашим воспитанникам играть с бизибордом «Веселый счет с Лунтиком». Выполнен из пластиковых панелей, на каждой из четырех его частей располагается сюжетная дидактическая игра.

  1. «Где что находится? Помоги Лунтику разложить игрушки» — закрепление умения определять пространственные направления и обозначать их словами: слева-справа, спереди- сзади, вверху- внизу. Задания для детей: «Размести красный шарик слева, а синий справа», «Положи на вторую полку шкафа 2 мячика и 1 елочку» и др.
  2. «Прогулка по городу» — закрепление порядкового значения числа, умения соотносить количество и цифру. Персонаж передвигается, содержит металлический элемент, а около каждого домика прикреплен магнит. Ребенку предлагаются такие задания, как: «Размести Лунтика около четвертого домика (второго и т.д.)», «Помоги повесить на домики таблички с номером».
  3. Здесь прикреплены стаканчики для сортировки по цвету, можно прикрепить к ним цифры и разложить пуговицы по количеству. Мы предлагаем такие задания:
  • «Разложи пуговицы бабы Капы» — развитие умения сортировать предметы по заданному признаку (цвету, количеству).
  • «Сосчитай пуговицы».
  • «Помоги пришить пуговицы к жилетке» — закрепление представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

4. Игра «Сосчитай друзей Лунтика». Цель ее — упражнять в соотнесении числа с элементом множества, при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что использование дидактических игр математического содержания способствует закреплению у детей внимания, памяти, и дальнейшее использовании их в работе даст положительный результат в общем развитии дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год