Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры |
Математика детям | |||
Автор: Рассказова Елена Николаевна | |||
24.12.2020 10:02 | |||
Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры Рассказова Е.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Для детей дошкольного возраста игра имеет огромное значение: игра – это учеба, игра — это труд, игра – это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника. С помощью игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Как «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать образовательный процесс занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. В связи с этим одна из главных задач педагога – создание условий для привлечения внимания детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях детей не интересуют и на которых сосредоточить внимание ребенка не удается. Дать возможность ребенку решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для него. В ходе дидактической игры гораздо проще индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Я поставила перед собой цель – разработать систему дидактических игр по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста. Задачи работы:
Мы изготовили математический куб. Он сделан из пластиковых панелей, легкий по весу, его может передвинуть любой ребенок, яркий и привлекательный. Каждая грань куба представляет собой игровое поле. Пять граней соответствуют пяти различным играм, каждая из которых несет определенное задание:
Еще одна наша разработка — планшет «Заниматика». Он представляет собой пластиковую папку с креплением и карманом с внутренней стороны обложки. В этом кармане располагаются конверты с дидактическим материалом. В наборе представлены несколько игровых полей из фоамирана с различной разметкой. Это мягкий, не скользящий материал помогает детям продолжить ряд из геометрических фигур, не позволяя фигурам скатываться. Игровое поле является мобильным и привлекательным пространством для детей, оно определяет пространство дидактической игры, дисциплинирует. В комплект входят дидактические игры:
Очень нравится нашим воспитанникам играть с бизибордом «Веселый счет с Лунтиком». Выполнен из пластиковых панелей, на каждой из четырех его частей располагается сюжетная дидактическая игра.
4. Игра «Сосчитай друзей Лунтика». Цель ее — упражнять в соотнесении числа с элементом множества, при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что использование дидактических игр математического содержания способствует закреплению у детей внимания, памяти, и дальнейшее использовании их в работе даст положительный результат в общем развитии дошкольников.
|