Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».
Математика детям
Автор: Новикова Елена Алексеевна   
07.11.2020 19:37

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».

Елена Алексеевна Новикова Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад» Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы детского сада. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить совместную деятельность в скучное занятие?

Одна из задач педагогов детского сада — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес. Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а, следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Для этого я использую наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.

 

К ним относятся: игровые проблемные ситуации; математические сказки;

проектная деятельность; элементарные опыты; моделирование и др.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы.

ЧТО СДЕЛАЕТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ?

  • Нетрадиционная форма.
  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  • Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
  • Игровая мотивация.
  • Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
  • Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

Свою работу, в данном направлении, я начала с изучения работ русских и зарубежных педагогов. Исходной точкой теоретического обоснования развивающего обучения можно считать работы И. Г. Песталоцци,

К. Д. Ушинский.

М.В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В.А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках математики — пробный камень мышления». Считаю, наиболее эффективным в этом направлении, является авторский метод

познавательного и творческого развития воспитанников — логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем,

для подготовки мышления детей к усвоению математических знаний. Логические блоки помогают стимулировать и улучшать логическое мышление,

представление множества, операции над множеством (сравнение, деление,

классификация, абстрагирование); формируют представления математических понятий; развивают способность выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия,

обосновывать свои рассуждения; определять форму, цвет, размер, толщину объектов, а также развивать познавательные процессы, мыслительные

операции, творческие способности и воображение. Данную методику, использовала в своей педагогической деятельности, начиная со среднего

дошкольного возраста детей и заканчивая подготовительной группой.

Развитие интеллектуально — творческой компетентности воспитанников

путем создания развивающего образовательного пространства, посредством

использования авторской технологии Дьeнеша, вот цель моей работы

в этом направлении. На подготовительном этапе я проанализировала научно – методическую литературу по данной проблеме. В своей работе я использовала пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для

дошкольников», в котором представлены 4 группы постепенно усложняющихся

игр и упражнений с логическими блоками.

Систематическую работу с использованием логических блоков я начала с разработки перспективного планирования, по возрастам составила картотеку дидактических игр, дополнила развивающую предметно — пространственную

среду группы наборами Дьeнеша и альбомами для них в соответствии с возрастом детей. Работа в этом направлении велась поэтапно. На первом этапе дети

просто знакомились с кубиками и играли с ними. На втором этапе включала в образовательный процесс альбомы к блокам Дьенеша. Ставя блоки на цветные изображения в альбоме, плоские изображения превращались в объемные, что вызывало интерес и положительные эмоции у ребят. В учебной деятельности, при изучении геометрических фигур и

сенсорных цветовых эталонов, я разрабатывала конспекты образовательной деятельности. Нашла применение логическим блокам в сюжетно-ролевых играх

в качестве заместителей предметов, использовала блоки в подвижных играх

с детьми как ориентиры, а так же и в индивидуальной работе с воспитанниками по формированию математических способностей.

Работу по развитию познавательного интереса к математике вела в тесном контакте с семьями воспитанников, рекомендовала родителям использовать занимательный математический материал во время общения с детьми дома. Это способствовало всестороннему развитию дошкольников. Практиковала коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, анкетирование и др.

Мотивируя воспитанников на дальнейшую работу, организовывала совместную деятельность с детьми на основе постановки проблемной ситуации. Создавала условия в свободной игровой деятельности для аппликации, так как блоки хорошо помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, учат ориентироваться в пространстве и закономерностях. За три года работы

дети научились выявлять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартное мышление при выборе вариантов выполнения заданий, проявлять инициативу при решении занимательных задач.

Анализ бесед с родителями моей группы подтверждает, что у большинства выпускников сформирован устойчивый интерес к математике и познанию окружающего мира в целом. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на школьном обучении и общем интеллектуальном развитии, в т. ч. на формировании познавательных процессов личности.

Рекомендации:

  1. Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду: книга для учителя детей. Садовая. — 2-е изд. — дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка -.: Изд. Акад. Пед. Науки РСФСР,

1956. — 520-е ответственны.

3. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие / авт. — компания. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы "Детство").

- Санкт-Петербург: Несчастный Случай, 19

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год