«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» |
Математика детям | |||
Автор: Ухтина Татьяна Юрьевна | |||
07.11.2020 09:16 | |||
«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (из опыта работы воспитателя компенсирующей группы для детей с ОНР Ухтиной Татьяны Юрьевны) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского» Тула – 2020 Я работаю воспитателем в МБОУ «Центр образования №7» г. Тулы. На протяжении нескольких лет работаю по теме: "Занимательная математика". Тема моей работы: " Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность". Ведущая идея – "через игру к знаниям!" Математика интересна мне и я делаю все, чтобы она была интересна и детям.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Математика… Услышав это слово, многие родители будущих школьников пугаются и «сами по себе», и за своего ребенка. Громоздкие вычисления, сложные формулы, теоремы, которые совершенно невозможно запомнить… Но ведь ребенок должен быть готов учиться математике. Для этого он должен тренировать свои руки, голову, смекалку. Для математики важна всякая работа «в уме», чтобы с детства развивалось абстрактное математическое мышление. Когда же нужно начинать заниматься математикой? Чем раньше, тем естественней и безболезненней. Вместе с математикой ребенок активно овладевает родным языком, учится думать, выражать свои мысли. Ребенок – «новичок», все для него новое. В игре он делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких – либо целей, как играть. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны личности ребенка: на волю, на чувства, на поведение. Малыши очень любопытны, производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, выполнять различные задания с этими предметами: катать, кидать, нанизывать. Невозможно отделить подготовку к последующему формированию элементарных математических представлений от сенсорного, познавательного и речевого развития ребенка. Развитие интеллекта и познание окружающего мира происходит в процессе реальных действий ребенка с предметами. В повседневной деятельности у ребенка, который играет с различными предметами, формируется интеллектуальные операции. У малышей очень важно поддерживать мотивацию исследования окружающего мира. Ребенку интересен сам процесс, а не его результат. В этом ему и должен помочь взрослый. Сам ребенок, держа в руке шарик, не узнает, что он круглый, легкий, красный. Сначала мама, а потом уже мы в детском саду поможем малышу приобрести знания, умения, навыки, которые необходимы ему для дальнейшей жизни. Всем известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. А если ребенку непонятно, трудно – он теряет интерес. Моя задача состоит в том, чтобы построить работу с детьми так, чтобы им было интересно. В детском саду математика не только интересна, она еще и может быть занимательна. Занимательность математическому материалу придают занимательные игры. Занимательная игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Занятия с использованием занимательных игр помогут качественно подготовить ребенка к школе. Известно, что особую умственную активность дети проявляют в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале: это различные математические игры, задачи на смекалку, логические упражнения, игры с геометрическими фигурами, загадки, занимательные вопросы, задачи — шутки и многое другое. Правильно подобранный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний. Большую роль в развитии ребенка оказывает оформление группы. Здесь должен быть материал на закрепление: цвета, счета и т. д. Оформление материала должно быть красивым, красочным, эстетично выполненным и ребенок должен им пользоваться. Например: в спортивном уголке – разноцветные круги, цветные мячи и т.д. Дети, кидая цветной мячик, могут закрепить цвета и местоположение мячика: высоко — низко. Счетная лесенка с героем сказки, поможет закрепить прямой и обратный счет. И многое другое оформление для закрепления пройденного материала, в зависимости от возраста. Дети с удовольствием пользуются тем, что им интересно, и что их привлекает. В период адаптации занятия с детьми провожу на развитие коммуникативных качеств. Т.е. умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. А движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика положительно воздействует как на речевые функции, так и на здоровье детей. Работу по развитию и воспитанию детей веду совместно с родителями. Провожу консультации, беседы, помещаю в уголок для родителей интересный материал. Всем хочется, чтобы наши дети были здоровыми, ловкими и, конечно же, внимательными. Руки – «ХВАТУНЮШКИ», а ноги – «ХОДУНЮШКИ» и этим их функции не исчерпываются. В жизни ребенка его тело играет большую роль в качестве первого обучающего пособия по математике. Например: счет начинается тогда, когда в поле зрения ребенка попадает рука с ее пятью пальчиками. Дети узнают, что пальцами можно не только трогать, брать что – то, но с ними можно и играть. А если на подушечках пальцев нарисовать смешные рожицы или на каждый пальчик надеть шапочку зайчат? И дети счастливы — ведь получились маленькие человечки или зайчата, которые умеют все: и танцевать, и играть в прятки. Вот некоторые любимые игры: На лужайке пять зайчат Веселятся и пищат. Как лисицу увидали, Так четыре убежали. (четыре пальчика прячутся в кулачок) На полянке пять бельчат Веселятся и пищат. Как куницу увидали, Три бельчонка убежали. (прячутся три пальчика в кулачок) Таких игр можно придумать очень много: дети их очень любят – ведь играя с пальчиками, мы закрепляем названия животных, и овощей, фруктов и многое другое. На этом игра с пальчиками не заканчивается. Провожу различные упражнения: это и действия с пластилином – покорми зайку – вылепим ему морковку; воробышки любят зернышки и многое другое. А как дети любят играть с различной крупой, которую не все родители детям разрешают трогать. Нарисовать на манке что-нибудь, или разложить по баночкам разные крупы. А попробуй, найди в рисе маленькую мышку – игрушку, не так- то просто. А чем старше становятся дети, тем больше можно придумать разнообразных занятий с крупами. Рисунки становятся более интересными и цветными, а поделки удивительными. Предлагаю детям игры:
Игры пальчиками дают возможность в увлекательной для детей форме развивать математические представления. А так же, немало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей к математике. Таким образом, я пришла к выводу, что пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Стараюсь создать условия для положительного эмоционального состояния детей. Для этого использую приемы наглядности, занимательности, включаю сюрпризные моменты. Например: пришел ежик, принес две корзинки с яблоками. В большой корзинке большие яблоки, в маленькой – маленькие. Он так был рад встрече с детьми, что споткнулся, и все яблоки рассыпались. Что делать? Дети сами решили помочь ежику. Они и не думали, что я этого и хотела! Ведь разложив яблоки по корзинам, они выполнили задание, а я увидела, кто справился, а кто нет. Большую роль в моей работе с детьми разного возраста играет кукла Почемучка. На вид обычная кукла, но у меня она кукла – путешественник, герой наших многих игр на занятиях. Она помогает детям:
Дети очень любят игру: «Разноцветная мозаика», в которую играют самостоятельно и вместе со мной. Эта игра подходит для младшего с более простыми заданиями и старшего возраста с более сложными. По сравнению с домашней, предметная среда в детском саду более разнообразная, а дома детей привлекают, в большей степени, вещи взрослых. В работе с родителями я стараюсь заинтересовать их, предложить множество игр сделать своими руками и совместно с ребенком. Большая работа по подготовке детей к обучению математике, проводится в режимных моментах:
Постепенно от простого к сложному, я подвожу детей к обучению математике. Основной задачей работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4 – 5 лет является – формирования у них представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира. Знакомство с цифрами я начинаю с истории. С рассказа о том, как люди научились считать. А наше необычное путешествие начинаем в сказочном королевстве, где весело живут все 9 цифр. Знакомство с цифрами я начинаю с прихода единого царя. Каждая цифра, с которой познакомятся дети, помещается в свой домик. В этом домике в дальнейшем появятся и другие цифры, которых сделают дети вместе с родителями. Появятся также описательные рассказы, где дети рассказывают: на что похожа цифра, что она делает, где живет. Дети с большим удовольствием выполняют такие домашние задания и родителям эти задания тоже нравятся. После этого дети легко и быстро запоминают цифры. В стране Математики детям предлагаю разные задания, а после ознакомления с какой – либо цифрой, предлагаю игры на закрепление. Вот немногие из них:
Словесные игры:
Активно использую в своей работе игры с мячом:
Для лучшего запоминания дней недели, месяцев использую такие игры:
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур: игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Геометрическое лото» и многие другие. Детям нравится составлять изображение по образцу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше. Многие игры мы начинаем с заклички или считалки. Это помогает ребенку распределить игровые роли, обостряет внимание, настраивает на активность, создает атмосферу предвкушения удовольствия от игры и победы. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, загадок, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его. Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. Например: - Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы) Используя на занятиях разнообразные головоломки, начиная со старшей группы, наиболее приемлемы головоломки с палочками. В ходе их решения идет преобразование одних фигур в другие. Каждый ребенок имеет набор обычных счетных палочек. Предлагаю детям:
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми поиска результата предшествует практическим действиям. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, догадываться. А как захватывают детей игры – лабиринты. В лабиринтах, на основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т. д. Сначала детям предлагаю несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь зайчонку дойти до морковки, мальчику — выйти из леса и т.д. В последующем использую более сложные лабиринты. Организуя работу с детьми, ставлю цель — учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. В работе с детьми использую также простые логические упражнения и задачи, с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять. Эти задачи наглядно представлены в виде рисунка, иллюстрированы предметами. Последовательность выполнения упражнений:
Использую в работе трафареты цифр и геометрических фигур, раскраски с заданиями по математике, где дети в свободное время занимаются самостоятельно. Много использую в работе дидактических игр на развитие логики и памяти. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. В нашем музыкальном центре есть погремушки, шумовые инструменты, изготовленные руками родителей, есть металлофон. Их использую для развития слуховой памяти: играю несколько раз, дети показывают нужную цифру. В страну Математики с нами отправляется Почемучка. Занимательность на занятиях по математике придают игровые моменты, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, игре, где ребенку приходится задумываться для поиска ответа и втянуться в эту игру. Использование сказочного персонажа, которого дети учат, объясняют ему, доказывают, способствует развитию памяти, внимания, воображения, умения рассуждать. Они учатся придумывать сказки, инсценировать их. Ведь наш герой появляется не просто так. Он пытается узнать что – то новое, запутать детей, постоянно делает ошибки, а дети учатся их исправлять, и исправлять правильно. В стране «Веселая геометрия» дети с нашими любознательными героями Колобком и Кубиком ненавязчиво, с удовольствием и с интересом знакомятся с геометрическими фигурами, с линиями, с объемными телами. Легко и быстро запомнить весь материал им помогают задания и игры, которые я предлагаю детям. Например:
-Какие фигуры едут во втором вагоне? -Какие фигуры едут наверху? и т.д.
Чтобы легче запомнились фигуры, используем проволоку, палочки, линейку, вырезали фигуры из бумаги, лепили, использовали оригами. Все эти фигуры можно оживить. Для изучения цифр и геометрических фигур использую художественное слово: стихи, загадки. Большое внимание уделяю развитию у детей пространственного воображения. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и т.д. Чем старше ребенок, тем больше у него возможности познания. Предлагаю детям различные задания в зависимости от возраста:
-Где находится заяц по отношению к дереву? -Где вырос гриб? Ит. д.
-домик красного цвета расположите в правом верхнем углу и т.д.
-все машины едут в правую сторону, а вторая по счету в левую и т.д.
-3 клетки вверх, 2 вправо и т.д. Используя эти игры и другие задания, дети легко ориентируются в пространстве и на листе, легко пишут графические диктанты. Эти задания позволяют детям постепенно, «от простого к сложному», развивать свое пространственное воображение. Играя с детьми в повседневной жизни и применяя на занятиях игровой материал, используя сказочных персонажей, стараюсь подготовить детей к школе. Для успешного обучения необходимо не только много знать, уметь читать, считать, но и необходимо последовательно и доказательно мыслить, логически рассуждать, думать. Любая деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий интересна детям. Особую умственную активность дети проявляют в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребенка, для развития глубокого познавательного общения с взрослым и со сверстниками, и — что не менее важно — для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе уголка занимательной математики. Уголок занимательной математики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми место. Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке. Предоставление возможности индивидуальной работы. Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики. Содержание уголка занимательной математики: математические логические, развивающие и интеллектуальные игры. Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям. Математические развлечения: загадки, задачи, шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки. Игры математического содержания развивают у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Я убедилась, что необходимо к игре привлекать и родителей. Играя дома вместе с ребенком, сделав какое – либо задание воспитывает в детях желание общаться с взрослыми, сближает их и ребенок привыкает к выполнению домашнего задания, что немало важно в школе. У нас в группе есть традиция: «Игра в гости». Когда дети приносят свои любимые настольные игры, знакомят с ней других детей, Ребенок объясняет правила игры. Игра может погостить в группе несколько дней, и все желающие могут в нее поиграть. Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
|