Предметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста |
Математика детям | |||
Автор: Набаранчук Светлана Борисовна Вдовенко Наталья Владимировна | |||
26.09.2020 06:04 | |||
Предметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Воспитатели МДОУ ДСКВ №14 «Журавушка»
С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени. Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и форму, методы, средства его представления и подачи, которые должны отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны ребенка. Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять внимание и проявлять заинтересованность в обновлении и обогащении предметноразвивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и для формирования элементарных математических представлений. Правильно оборудованная предметно-пространственная среда помогает педагогу быстрей и качественней сформировать те или иные математические представления у детей.
С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала. Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. При составлении перечня содержания развивающей среды мы ссылались на собственный педагогический опыт и анализ педагогической литературы. Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок можно поместить:
Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить:
Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок можно поместить:
Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить:
Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить:
По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать интерес к проявлению самостоятельности в играх, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм. Как мы уже отметили ранее, в формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры [5, c. 122]. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Организация и содержание уголков занимательной математики разнится исходя из возраста детей [7]. Так, для второй младшей группы можно предложить уголок со следующим содержанием. Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам:
Средняя группа:
геометрические фигуры:
Старшая группа:
Подготовительная к школе группа:
Таким образом, влияние предметно-развивающей среды на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. С целью формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста целесообразно размещать в группе: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы); учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги); оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы). Используемая литература:
|