Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Предметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Набаранчук Светлана Борисовна Вдовенко Наталья Владимировна   
26.09.2020 06:04

Предметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаПредметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели МДОУ ДСКВ №14 «Журавушка»

  • Набаранчук С.Б. – воспитатель 1 квалификационной категории,
  • Вдовенко Н.В. – воспитатель 1 квалификационной категории.

С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени.

Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и форму, методы, средства его представления и подачи, которые должны отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны ребенка. Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять внимание и проявлять заинтересованность в обновлении и обогащении предметноразвивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и для формирования элементарных математических представлений. Правильно оборудованная предметно-пространственная среда помогает педагогу быстрей и качественней сформировать те или иные математические представления у детей.

 

Скачать конспект

С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.

Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. При составлении перечня содержания развивающей среды мы ссылались на собственный педагогический опыт и анализ педагогической литературы.

Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок можно поместить:

  • палочки Кюизенера,
  • дидактический материал М. Монтессори (штанги, коробка с веретенами, золотые бусины);
  • разнообразный счетный материал (например, набор объемных пособий – кубиков и других игрушек, картонные трафареты фруктов, овощей, животных, денег и т.п.);
  • счетные палочки;
  • цифровые и числовые карточки;
  • листы с заданиями для самостоятельного выполнения (например, на состав числа);
  • дидактические игры (например, магазин), направленные на развитие навыков счета, понятия числа;
  • настольные игры (например, с использованием игрового поля с числовой дорожкой, кубика и фишек) [2, c. 44].

Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить:

  • блоки Дьенеша;
  • набор объемных пособий, разных по величине, также можно включить картонные трафареты предметов;
  • бросовый материал;
  • дидактические пособия М. Монтессори (например, «красные штанги», «розовая башенка», «коричневая лестница», «цветные цилиндры», «блоки с цилиндрами-вкладышами»);
  • пособия на сравнение длины, высоты, ширины, на измерение объема жидких и сыпучих веществ;
  • весы и предметы для сравнения их веса;
  • условные мерки, линейки и предметы, для измерения длины [3, c. 163].

Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок можно поместить:

  • дидактический материал М. Монтессори (например, «конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»),
  • модели геометрических фигур и объемных тел,
  • развивающие блоки Дьенеша,
  • картонные трафареты разных форм [1, c. 178].

Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить:

  • дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве»,
  • различные игровые карточки с картинками [4, c. 80].

Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить:

  • дидактический материал «Время суток»,
  • определение времени по часам, календари, часы,
  • настольно-печатные игры (например, «когда это бывает?») [6, c. 58].

По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать интерес к проявлению самостоятельности в играх, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм.

Как мы уже отметили ранее, в формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры [5, c. 122].

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентирование в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Организация и содержание уголков занимательной математики разнится исходя из возраста детей [7].

Так, для второй младшей группы можно предложить уголок со следующим содержанием.

Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам:

  • мелкие игрушки в количестве много и один;
  • игрушки разные по величине;
  • игрушки разные по цвету;
  • картинки с изображением частей суток, времени года;
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Средняя группа:

  • мелкие игрушки для счета,
  • цифры от 1 до 5;
  • игрушки разные по величине;
  • таблицы с предметами двух видов по величине;

геометрические фигуры:

  • круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
  • картинки с предметами составленными из геометрических фигур или похожие на них;
  • картинки с изображением времен года (деятельность детей);
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Старшая группа:

  • мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10;
  • таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета;
  • игрушки разной величины от 1 до 5 шт.;
  • геометрические фигуры средней группы и призма, конус;
  • картинки с изображением разных частей суток (явления природы);
  • картинки с изображением времен года (явления природы);
  • таблицы с изображением символов частей суток и времен года;
  • счетные палочки;
  • картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы;
  • календарь с днями недели со II-го полугодия;
  • логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.;
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Подготовительная к школе группа:

  • мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20;
  • игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины;
  • знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше»;
  • таблицы с задачами;
  • геометрические фигуры старшей группы и многоугольники;
  • таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;
  • календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года);
  • макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках;
  • весы, гирьки;
  • емкости для измерения жидких и сыпучих тел;
  • линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты;
  • листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;
  • логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды;
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Таким образом, влияние предметно-развивающей среды на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. С целью формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста целесообразно размещать в группе: игры, предметы и игровые материалы, с которыми

ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы); учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги); оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

Используемая литература:

  1. Барковская И.А. Развитие логического мышления старших дошкольников // В сборнике: Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом / Материалы второй заочной международной научно-практической конференции. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, ООО «Учебный центр "Информатика"», 2013. – С. 163-165.
  2. Беляева О.В., Горбунова О.Ф. Развивающая предметнопространственная среда как средство развития познавательной активности детей раннего возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (6). – С. 79-82.
  3. Исламкина О.Н., Кобзистая Т.Н. Развивающая предметнопространственная среда как аспект образовательной среды для ребенка дошкольного возраста / В сборнике: Слагаемые качества обучения студентов в гуманитарном вузе Сборник материалов XIII Международной научно-методической конференции. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2017. – С. 163-166.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  6. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 202 с.
  7. Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению: Монография. — Орел: Издательство ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. — 278 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год