Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. |
Математика детям | |||
Автор: Романова Екатерина Николаевна | |||
22.01.2020 17:56 | |||
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Возрастная группа: дети 6-7 лет с ТНР. Форма проведения: подгрупповое занятие. Занятие №36 (6 – 7 лет) Тема: «Временные понятия: год, времена года, месяцы» Цель: Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке, о календаре. Закрепить знания о временах года, о названиях месяцев. Закрепить знание состава числа7, счетные умения в пределах 7.
Ход занятия. 1. Приветствие: Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на занятии. Тут затеи, и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем всем удачи - За работу, в добрый час! 2. Уточнение представлений о годе. Педагог: Ребята, отгадайте загадку. Без ног оно, и без крыльев оно, Не видно его, и не слышно его, Быстро летит, не догонишь его. Потеряешь его, не воротишь. Педагог: Ребята, как вы думаете, что это? /Это время. / Загадка может вызвать затруднения, педагог задает наводящие вопросы. - Как вы думаете, что такое время? /Размышления детей. / - С того момента, когда мы проводили Старый год и встретили Новый год прошло много дней. /Примечание: Занятие проводится сразу после новогодних каникул/ Как вы думаете, почему так говорят: Старый год и Новый год? - Даже есть загадка: На первую ступеньку Встал парень молодой (Новый год), К двенадцатой ступеньке Пришел старик седой (Старый год.). /Размышления детей. / - Новый год – это год, который только что начался. - Старый год – это год, который уже заканчивается. - Как вы думаете, как долго длится год? /Предположения детей. / - За то время, пока длится один год, успевают смениться четыре времени года. Какие времена года вы знаете? /Зима, весна, лето, осень. / У педагога на доске расположены 4 картинки «Времена года». - Рассмотрите картинки, расположите их в нужном порядке. - В какое время года начинается новый год? /Новый год начинается зимой. / - В какое время года год заканчивается? /Год заканчивается зимой. / В начале и в конце его Холодно, А посередине тепло. - Вы догадались, про что это загадка? /Эта загадка про год. / Педагог в беседе использует модель с вкладышами «Круглый год», добавляя по порядку вкладыши с названиями месяцев. - В году 12 месяцев, которые сменяют друг друга. Начинается Новый год с 1 января. Его сменяет февраль, тоже зимний месяц. За февралем идут весенние месяцы. - Сколько их? /3 месяца. / - Перечислите их. /Март, апрель, май. / - За весенними месяцами идут летние месяцы. Сколько их? - Перечислите их. /Июнь, июль, август. / - Летние месяцы, сменяются осенними. Сколько их? /3 месяца. / - Перечислите их. /Сентябрь, октябрь, ноябрь. / - Какой самый последний месяц заканчивает год? /Декабрь. / - К какому времени года относится декабрь? /Декабрь – это зимний месяц. / - Сколько месяцев в каждом времени года? /В каждом времени года 3 месяца. / - Кто запомнил, сколько всего месяцев в году? /12 месяцев. / 3. Уточнение знаний детей о календаре. Педагог: Ребята, как мы узнаём, какой сегодня день недели, число, месяц, год? /Ответы детей/ Педагог задает наводящие вопросы. Педагог демонстрирует разные виды календарей: настенный, отрывной, карманный. - Этот календарь люди вешают на стену. Как вы думаете, какое у него название? /Настенный. / - На этом календаре числа записаны крупными цифрами, обычно каждый разворот соответствует календарю на один месяц. Вместе с календарем на месяц печатается красивая картинка. Месяцы в календаре всегда идут в одном и том же порядке. Я буду листать календарь, а вы будете называть все месяцы по порядку. - В каком месяце начинается Новый год? /В январе. / Педагог листает календарь, дети перечисляют месяцы. - Давайте посмотрим, где можно увидеть дни недели. - Каким цветом обозначаются воскресные и праздничные дни? /Красным цветом. / - Посмотрите на календарь, у которого можно отрывать странички. Этот календарь так и называется отрывной календарь. - Как вы думаете, сколько страничек бывает в начале года и сколько страничек остается в конце года в отрывном календаре? /В начале года страничек много, а в конце года они заканчиваются. / Педагог раздает детям оторванные листочки. - Ребята, рассмотрите внимательно, о чём может рассказать нам листок отрывного календаря. /Какое число, месяц, день недели. / - У меня есть маленькие, карманные календари? Педагог раздает детям карманные календари. - Как вы думаете, почему они так названы? /Ответы детей. / - Рассмотрите их внимательно, на одном маленьком календаре поместился целый год. - Если поместился целый год, сколько месяцев должны уместиться на этом маленьком календаре? /Двенадцать месяцев. / - Назовите зимние месяцы. - Какой зимний месяц начинает год, а какой заканчивает? /Начинает январь, а заканчивает декабрь. / - Назовите весенние месяцы. - Назовите осенние месяцы. - Назовите летние месяцы. Педагог: Молодцы, ребята! 4. Физкультминутка – фантазирование «Снежинки» по стихотворению А. Усачева. Педагог: Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? - Физкультминутка у нас тоже будет зимняя. Ёжик смотрит на снежинки. — Это, — думает, — ежинки… Дети приседают на корточки, ладошками упираются в пол, плавно поворачивают голову из стороны в сторону. Белые, колючие и к тому ж — летучие. Сидя на корточках, пытаются поймать «ежинки». Паучок на паутинке тоже смотрит на снежинки: Изображают паучка: расставляют пошире ноги, опускают туловище вниз, ладони кладут на пол, ноги сгибают в коленях. - Ишь, какие смелые эти мухи белые! В этом положении ходят по полу, как паучок. Заяц смотрит на снежинки: — Это заячьи пушинки… Превращаются в зайчика, положение полу-присед, руки на уровне груди. Видно, заяц — весь в пуху — чешет шубу наверху. Прыгают как «зайчик», одновременно сжимают и разжимают ладошки, ловят «пушинки». Мальчик смотрит на снежинки: — Это, может быть, смешинки?.. Руки на поясе, дети смотрят вверх и поворачивают голову из стороны в сторону. Не поймёт он, почему очень весело ему! Дети веселятся, подпрыгивают и ловят снежинки, танцуют, кружатся. 5. Повторение состава числа 7. Педагог: Ребята, я вам покажу цифру, вы хлопнете в ладоши столько раз, сколько показывает эта цифра. Внимательно считайте хлопки, не торопитесь. - Давайте вспомним, из каких двух меньших чисел может состоять число 7? На доске расположены три ряда фигур из квадратов на магнитной основе. - Сколько всего квадратов в первом ряду? /7 квадратов. / - Сколько красных квадратов? /6 красных квадратов. / - Сколько синих квадратов? /1 синий квадрат. / - Давайте к красным квадратам прибавим синие. Какое получится равенство? /Шесть плюс один равно 7./ Педагог записывает на доске: 6 + 1 = 7 - Теперь, наоборот, к синим квадратам прибавим красные. Какое получится равенство? /Один плюс шесть равно 7./ Педагог записывает на доске: 1 + 6 = 7 - Повторим, сколько всего квадратов было в первом ряду? /7 квадратов. / - Давайте из всех квадратов вычтем один синий квадрат. Какое можно составить равенство? /Семь минус один получится шесть. / Педагог записывает на доске: 7 – 1 = 6 - Давайте из всех квадратов вычтем красные квадраты. Какое можно составить равенство? /Семь минус шесть получится один. / Педагог записывает на доске: 7 – 6 = 1 Аналогично проводится работа со вторым и третьим рядом. Педагог обращает внимание детей на числовой домик с числом 7. - Давайте вспомним, из каких двух меньших чисел может состоять число 7, назовите все пары чисел. /1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1/ Игра «Какое число пропало?» Для игры педагог использует пособие «Числовой домик» Педагог просит детей закрыть глаза, сам закрывает картонным квадратиком одно из чисел в любой паре числового домика. - Откройте глаза, какое число исчезло? Почему вы так решили? /Исчезло число 2, потому что число 7 можно составить из двух меньших чисел 5 и 2./ 6. Графическое задание Задание 1. Педагог: Ребята, Кот Ученый дал задание проверить, правильно ли решены примеры. Пересчитайте все примеры и, если найдете ошибку, зачеркните ее красным фломастером и напишите рядом верный ответ. /Примечание: педагог работает в группе «Кот Ученый», поэтому данный персонаж систематически играет с детьми и озадачивает их/ Для задания должны быть подобраны примеры на сложение и вычитание в пределах 7. 7. Итог занятия. Педагог: Чем сегодня занимались на занятии? Какое задание для вас оказалось самым интересным? Чему новому вы научились? Какая игра больше всего понравилась? Оборудование: - 4 картинки «Времена года».
- Разные виды календарей: настенный, отрывной, карманный. - 15 красных квадратов и 6 синих квадратов на магнитной основе. - Числовой домик. - Графическое задание.
|