Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
Математика детям
Автор: Ботвиньева Ольга Евгеньевна   
05.12.2016 19:57

«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»

Предмет (познавательное развитие)

Автор работы: Ботвиньева Ольга Евгеньевна

Воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида№ 2 «Сказка»

Губкинского района, Белгородской области, поселок Троицкий.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе, важно познакомить ребенка с арифметическими задачами на сложение и вычитание.

 

Скачать презентацию

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Знакомить со знаками действия; обучать составлению соответствующего математического выражения.
  2. Обучать дошкольников вычислительным действиям.
  3. Развитие интеллектуальной – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
  4. Накапливать опыт познания посредством моделирования и использование модели в повседневной деятельности.

Моделирование — наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).

Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.

Виды моделей

Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков. Распространенными предметно – схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

Рассмотрим, как можно использовать метод моделирования при решении задач на сложение и вычитание. Что значит решить задачу? Решить задачу — значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на вопрос задачи.

Упражнение 1. «У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было у мальчика?» Ребенок, повторяя условие задачи, берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2.

Педагог. Что спрашивается в задаче?

Ребенок. Сколько мячей было у мальчика.

Педагог. Что нужно сделать с синими мячами, чтобы мячи были все вместе?

Ребенок. Их нужно сложить вместе с красными. (Кладет синие мячи в коробку, где лежат 3 красных мяча.)

Педагог. Сколько красных мячей было в коробке?

Ребенок. 3 мяча.

Педагог. А теперь мячей в коробке стало больше или меньше?

Ребенок. Больше.

Педагог. Почему?

Ребенок. Мы к 3 мячам добавили еще 2 мяча.

Педагог. Как мы это запишем?

Ребенок. Три плюс два (3+2).

Педагог. Сколько всего мячей стало у мальчика?

Ребенок. Пять.

Педагог. Как ты узнал?

Ребенок. Три плюс два будет пять.

Педагог. А как можно узнать по – другому?

Ребенок. К трем прибавить один, будет четыре, и еще один, будет пять.

Педагог. Давайте проверим, правильно мы решили задачу: достанем мячи из коробки и пересчитаем.

Ребенок вынимает мячи из коробки и пересчитывает их. Дети убеждаются, что мячей 5.

Затем переходим от предметного к графическому моделированию.

Педагог. Давайте запишем задачу и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи?

Дети. Кружками.

Педагог. Сколько красных кружков вы нарисуете?

Дети. Три.

Педагог. А сколько синих?

Дети. Два.

Рисуют 3 красных кружка, а рядом 2 синих.

Педагог. Что спрашивается в задаче?

Дети. Сколько всего мячей.

Педагог. Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой дугой. (Дети рисуют дугу). Но ведь в задаче это еще не известно, а только спрашивается. Напишем под дугой вопросительный знак.

В результате у детей получается графическая модель задачи (рис. 1)

Педагог. Закройте кружки полоской бумаги. Как узнать, сколько всего кружков, не пересчитывая их? Что нужно сделать?

Дети. Нужно сложить числа 3 и 2.

Педагог. Запишем под рисунком решение: 3+2= 5. Сколько всего мячей у мальчика?

Дети. У мальчика 5 мячей.

Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год