«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников» |
Математика детям | |||
Автор: Ботвиньева Ольга Евгеньевна | |||
05.12.2016 19:57 | |||
«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников» Предмет (познавательное развитие) Автор работы: Ботвиньева Ольга Евгеньевна Воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида№ 2 «Сказка» Губкинского района, Белгородской области, поселок Троицкий. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе, важно познакомить ребенка с арифметическими задачами на сложение и вычитание.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Моделирование — наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус). Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком. Виды моделей Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков. Распространенными предметно – схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Рассмотрим, как можно использовать метод моделирования при решении задач на сложение и вычитание. Что значит решить задачу? Решить задачу — значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на вопрос задачи. Упражнение 1. «У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было у мальчика?» Ребенок, повторяя условие задачи, берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2. Педагог. Что спрашивается в задаче? Ребенок. Сколько мячей было у мальчика. Педагог. Что нужно сделать с синими мячами, чтобы мячи были все вместе? Ребенок. Их нужно сложить вместе с красными. (Кладет синие мячи в коробку, где лежат 3 красных мяча.) Педагог. Сколько красных мячей было в коробке? Ребенок. 3 мяча. Педагог. А теперь мячей в коробке стало больше или меньше? Ребенок. Больше. Педагог. Почему? Ребенок. Мы к 3 мячам добавили еще 2 мяча. Педагог. Как мы это запишем? Ребенок. Три плюс два (3+2). Педагог. Сколько всего мячей стало у мальчика? Ребенок. Пять. Педагог. Как ты узнал? Ребенок. Три плюс два будет пять. Педагог. А как можно узнать по – другому? Ребенок. К трем прибавить один, будет четыре, и еще один, будет пять. Педагог. Давайте проверим, правильно мы решили задачу: достанем мячи из коробки и пересчитаем. Ребенок вынимает мячи из коробки и пересчитывает их. Дети убеждаются, что мячей 5. Затем переходим от предметного к графическому моделированию. Педагог. Давайте запишем задачу и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи? Дети. Кружками. Педагог. Сколько красных кружков вы нарисуете? Дети. Три. Педагог. А сколько синих? Дети. Два. Рисуют 3 красных кружка, а рядом 2 синих. Педагог. Что спрашивается в задаче? Дети. Сколько всего мячей. Педагог. Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой дугой. (Дети рисуют дугу). Но ведь в задаче это еще не известно, а только спрашивается. Напишем под дугой вопросительный знак. В результате у детей получается графическая модель задачи (рис. 1) Педагог. Закройте кружки полоской бумаги. Как узнать, сколько всего кружков, не пересчитывая их? Что нужно сделать? Дети. Нужно сложить числа 3 и 2. Педагог. Запишем под рисунком решение: 3+2= 5. Сколько всего мячей у мальчика? Дети. У мальчика 5 мячей. Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
|