Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»
Математика детям
Автор: Оленина Светлана Владимировна   
28.10.2019 18:55

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г.С. Альтшуллер

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

 

Скачать конспект

В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ — важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.

В 2008 г. я принимала участие в Шестой Всероссийской конференции «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами ТРИЗ» в городе Саров, конференцию проводили Сидорчук Татьяна Александровна и Корзун Анна Валерьевна. Нас познакомили с воспитателями детских садов, которые внедряли технологию Триз, с развивающей предметно-развивающей средой групп, а самое главное я увидела как Татьяна Александровна проводила занятие с незнакомыми ей детьми, построенное на ТРИЗ- технологии. Меня поразили и знания детей и ответы, которые давали дети. Поведение детей было раскрепощённое. У детей настолько было развито воображение, ни одна поставленная перед детьми проблема, не привела их в тупик и не вызвала никаких затруднений, наоборот – дети давали такие решения этой проблемы, которые решил бы не каждый взрослый. Именно поведение детей, их творческое решение проблем привело меня к мысли изучить эту технологию и попробовать внедрить ей в свою практику.

Игры по технологии ТРИЗ, которые я использую в своей работе по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности. ОТСМ- ТРИЗ – единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, а для их анализа необходимы навыки самостоятельно построенных классификаций, т.е. классификационные навыки. Данная технология позволяет не только качественно сформировать классификационные навыки, но и даёт возможность развивать творческое мышление детей. В процессе игры ребёнок учится САМ выбирать по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да-нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины. Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, число, геометрическую фигуру и т д Отгадку можно найти при помощи вопросов. Загадывать вопросы – не такая лёгкая задача. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить «да» или «нет». Эту игру я использую как в образовательной деятельности (занятии), так и в свободной деятельности. Дети с удовольствием играют в эту игру, их интересует раскрытие «тайны» и поиски неизвестного. В основе этой игры не угадывание, а целенаправленная система сужения поля поиска. Например, игру «Да-нет», которую я использую в своей практике, которая основана на поиске картинки, расположенной в линейном ряду и в объёмном пространстве. Играющие должны определить предмет, который загадали, используя математические определения- справа, слева, посередине (линейный ряд) и в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т д. Так же я использую игры «Да-нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду.

В- своей работе широко использую игру «Хорошо- плохо». Это метод «мозгового штурма». Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например: на чём можно отправится в волшебную страну Математика? Чем хорошо лететь на самолёте? Чем плохо?

Достоинства метода мозгового штурма.

  • Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
  • Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.
  • Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
  • Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
  • Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
  • Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). — Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
  • Можно научить детей позитивной критике.
  • Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, воображения, формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.

Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного — нужно лишь уметь это видеть.

Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объёмную, плоскостную), количество, части, изменения во времени и др. В ТРИЗ технологии есть методика, которая способствует обогащению и активизации словаря ребёнка, развивает познавательную активность, расширяет представления о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.

В своей работе я использую игры с кругами Луллия.

Основная цель работы с кругами Луллия:

  • Развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения
  • Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

С помощью кругов Луллия можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:

  • учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание
  • закрепить состав числа из двух меньших чисел
  • закрепить счёт
  • учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число
  • учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения
  • развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Виды кругов Луллия, которые я использую в своей работе:

Метод кругов Луллия, как и многие другие инновационные технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!

Литература:

  • Сидорчук Т.А. «Игра «Да-нет». Методика формирования у дошкольников классификационных навыков». (Технология ТРИЗ)» Издательство Аркти, Москва, 2017г
  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. (Технология ТРИЗ)» Издательство Аркти, Москва, 2018г
  • Фурман В. В. Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22. 4. — С. 48-52. — URL (дата обращения: 04. 01. 2019).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год