«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии» |
Математика детям | |||
Автор: Оленина Светлана Владимировна | |||
28.10.2019 18:55 | |||
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии» Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г.С. Альтшуллер Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций. Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ — важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию. В 2008 г. я принимала участие в Шестой Всероссийской конференции «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами ТРИЗ» в городе Саров, конференцию проводили Сидорчук Татьяна Александровна и Корзун Анна Валерьевна. Нас познакомили с воспитателями детских садов, которые внедряли технологию Триз, с развивающей предметно-развивающей средой групп, а самое главное я увидела как Татьяна Александровна проводила занятие с незнакомыми ей детьми, построенное на ТРИЗ- технологии. Меня поразили и знания детей и ответы, которые давали дети. Поведение детей было раскрепощённое. У детей настолько было развито воображение, ни одна поставленная перед детьми проблема, не привела их в тупик и не вызвала никаких затруднений, наоборот – дети давали такие решения этой проблемы, которые решил бы не каждый взрослый. Именно поведение детей, их творческое решение проблем привело меня к мысли изучить эту технологию и попробовать внедрить ей в свою практику. Игры по технологии ТРИЗ, которые я использую в своей работе по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности. ОТСМ- ТРИЗ – единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, а для их анализа необходимы навыки самостоятельно построенных классификаций, т.е. классификационные навыки. Данная технология позволяет не только качественно сформировать классификационные навыки, но и даёт возможность развивать творческое мышление детей. В процессе игры ребёнок учится САМ выбирать по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да-нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины. Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, число, геометрическую фигуру и т д Отгадку можно найти при помощи вопросов. Загадывать вопросы – не такая лёгкая задача. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить «да» или «нет». Эту игру я использую как в образовательной деятельности (занятии), так и в свободной деятельности. Дети с удовольствием играют в эту игру, их интересует раскрытие «тайны» и поиски неизвестного. В основе этой игры не угадывание, а целенаправленная система сужения поля поиска. Например, игру «Да-нет», которую я использую в своей практике, которая основана на поиске картинки, расположенной в линейном ряду и в объёмном пространстве. Играющие должны определить предмет, который загадали, используя математические определения- справа, слева, посередине (линейный ряд) и в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т д. Так же я использую игры «Да-нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду. В- своей работе широко использую игру «Хорошо- плохо». Это метод «мозгового штурма». Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например: на чём можно отправится в волшебную страну Математика? Чем хорошо лететь на самолёте? Чем плохо? Достоинства метода мозгового штурма.
Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, воображения, формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать. Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного — нужно лишь уметь это видеть. Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объёмную, плоскостную), количество, части, изменения во времени и др. В ТРИЗ технологии есть методика, которая способствует обогащению и активизации словаря ребёнка, развивает познавательную активность, расширяет представления о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия. В своей работе я использую игры с кругами Луллия. Основная цель работы с кругами Луллия:
С помощью кругов Луллия можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:
Виды кругов Луллия, которые я использую в своей работе: Метод кругов Луллия, как и многие другие инновационные технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества! Литература:
|