Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
Математика детям
Автор: Блинова Ольга Анатольевна   
15.10.2019 13:09

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Блинова О.А., учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка». г.о. г. Бор, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по использованию математического лэпбука при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР. Автор предлагает направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике дискалькулии у данной категории детей.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР, лэпбук, профилактика дискалькулии.

В соответствии с современными подходами к процессу математического развития дошкольников с ОВЗ рекомендуется осуществлять на комплексной основе, широко используя разнообразные виды детской деятельности. В работе с детьми с ЗПР используются различные практические методы и приемы: упражнения, как многократное повторение ребенком умственных и практических действий; действия математического характера с различными дидактическими материалами, направленные на формирование элементарных навыков счета, измерения и вычисления; создание бытовых, игровых, трудовых ситуаций, в которых детям необходимо применять математические знания. Игровой метод, активно используемый в коррекционно-развивающей работе с детьми, предусматривает широкое применение различных компонентов игровой деятельности, наглядно-действенный показ.

 

Работая в ДОУ, учитывая требования ФГОС, я ищу новые, современные, интересные подходы, идеи в своей педагогической деятельности. При формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР одним из ведущих методов является наглядно-практический метод моделирования. Метод моделирования раскрывается в интересном методическом пособии – лэпбук. Серия математических лэпбуков, разработана мной в соответствии с лексическими темами, направлена не только на развитие математических представлений, но и на профилактику дискальклии у дошкольников с ЗПР.

«Паспорт лэпбука», как документ, определяет состав и значение содержания. Это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука.

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике вербальной дискалькулии [2; с.83].

  1. Формирование умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка. «Расскажи, что где находится», логико-математическая игра «Логика и цифры», «Геометрическое лото».
  2. Развитие понимания математической терминологии. «Сбор урожая яблок», «Палочки Кюизенера», «Дополни рисунок по речевой инструкции», «Поручения», «Найди по описанию».
  3. Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Найди свой домик», «Собери пирамидку» (с использованием алгоритма действия), «Послушай и повтори цифры», «Колумбово яйцо».
  4. Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Выложи предметы в порядке возрастания величины», «Чередование по цвету или форме», упражнения с логическими блоками Дьенеша.
  5. Развитие понимания связи цифр с вербальным обозначением числа. «Ведерко с камешками», «Чудесный мешочек» с рельефными цифрами, счет предметов, соотнесение числа и количества, «Логика и цифры».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике практогностической дискалькулии.

  1. Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов. «Ежик считает яблоки», «Утка считает утят», «Обратный счет», «Реши задачу и нарисуй цифру – ответ на подносе с песком».
  2. Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Расставь по местам», «Что изменилось», «Скажи, что где находится». «Напиши цифру, которую я назову, вверху, внизу, в середине песочницы».
  3. Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Посмотри на рисунок и отхлопай также» (используется ритмический рисунок), «Копилка», «Часики», «Математическая мозаика».
  4. Развитие зрительной и слуховой памяти. «Поручения», «Бабочки и цветы», «Расставь по местам», «Цветные шары», «Логоформочки», «Счетовозик».
  5. Развитие логических операций. «Волшебные дорожки», «Сложи картинку», «Радужное лукошко», «Lego», «Хамелеон».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике дислексической дискалькулии.

  1. Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия. «Разложи цифры под картинками и объясни свой выбор», «Прикрепи все цифры, которые идут после пяти до десяти».
  2. Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Найди нужную фигуру по схеме», «Определи, чей это силуэт», «Поручения».
  3. Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Кто позвал тебя, узнай», «Найди в песке фигуры (круг, квадрат)», «Достань сачком все цифры из воды по одной и прикрепи из к зеркалу».
  4. Развитие аналитико-синтетической деятельности. «Четвертая фигура лишняя: какая?», «Елка», «Поезд с вагонами».
  5. Развитие представлений об образе цифр и математических знаков «Цифровой человечек», «Найди цифру среди других графических знаков (букв)».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике графической дискалькулии.

  1. Развитие ручной моторик, зрительно-двигательной координации. Пальчиковая гимнастика, упражнения со шнурками, штриховка, обводка.
  2. Развитие представлений о форме, величине и математической символике. «Цифры-вкладыши», «Нарисуй соседей числа», «Найди правильно написанную цифру».
  3. Развитие зрительной и слуховой памяти. «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и воспроизведи ряд», «Воспроизведи ритм».
  4. Развитие пространственного восприятия. «Набрось кольцо», «Узнавание зашумленных изображений», «Сосчитайка», «Улитка-путешественница».
  5. Развитие зрительного анализа и синтеза. «Выложи дорожку к домику трех медведей», «Что нарисовано?», «Сделаем зарядку», «Расставь по местам».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике операциональной дискалькулии.

  1. Развитие умения выполнять математические операции. «Машины и гаражи», «Найди свою метку», «Овощной магазин», «Составь задачу и реши ее», «Магазин игрушек».
  2. Развитие понимания математической терминологии, понимания текстов задач. «Кошка и котята», «Снеговики и солнце», «Пары по величине», «Какой месяц лишний?», «Аптека», «Почта».
  3. Развитие логического мышления. «Что забыл нарисовать художник?», «Чем различаются картинки», «Составь орнамент из геометрических фигур», «Выдели ключевое слово».
  4. Развитие зрительной и слуховой памяти. «Запомни фигуры и их расположение и положи по порядку», «Повтори слова», «Посмотри, запомни и нарисуй математические символы: =, >, <, +», математические развивающие игры на планшете Turbokids s4.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова [4; с. 118]:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Преимущества использования лэпбуков:

  • ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
  • структурирует большой объем данных
  • побуждает интерес у детей к познавательному развитию
  • может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
  • развивает креативность и творческое мышление
  • простой способ запоминания

Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей: Учебное пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 127 с.
  2. Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулии у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 256 с.
  3. Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе: Профилактика дискалькулии у дошкольников: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 40 с.
  4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2 е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012 — 208 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год