Методическая разработка образовательной деятельности «Путешествие Вани в стране математики. Исследование объёмных фигур»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Программа «Тропинки», раздел «Тропинка в мир математики», подготовительная к школе группа
(образовательная деятельность с использованием рабочих тетрадей)
Азарова Наталья Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области
Скачать конспект
Возраст детей / направленность группы
|
Дети 6 - 7 лет/ группа общеразвивающей направленности
|
Форма проведения ОД
|
Игра -занятие
|
Приоритетные образовательные области
|
«Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»
|
Цель
|
Закрепить знания о сходствах и различиях объемных геометрических фигур, познакомить со свойствами объемных фигур при усечении.
|
Программные задачи
|
Познавательное развитие:
- систематизировать и дополнить знания о объемных геометрических фигурах;
- использовать навыки сравнения фигур в группах;
- исследовать свойства объёмных тел при усечении;
-делать соответствующие выводы в процессе экспериментирования;
-- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
-учить решать пространственные задачи;
Речевое развитие:
- развивать речь;
- побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая слова;
-активизировать словарь детей;
-формировать умения детей: выполнять действия по словесной инструкции.
Социально-коммуникативное развитие:
-вызвать эмоциональный отклик;
- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать геометрическое воображение и творческие способности;
- развивать мелкую моторику руки;
-развивать чувство пространства посредством двигательных образов;
- развивать тактильные навыки.
|
Основные понятия (новые слова)
|
Усеченная пирамида, усеченный конус
|
Виды детской деятельности
|
Познавательная (игра «Переведитела вращения через речку», игра «Найти похожие фигуры»;
познавательно – исследовательская (игра «Узнай фигуру на ощупь», опыт с усечением верхушек фигур);
коммуникативная (беседа, обсуждение),
игровая (игра «Переведи тела вращения через речку», игра «Посади клумбу», игра «Охраняемый склад»);
конструктивнаяигра («Геометрический кот»),
двигательная (физкультминутка)
|
Формы организации детской деятельности
|
- совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, подгрупповая работа, работа в парах, самостоятельная деятельность
|
Ресурсы
|
Раздаточный материал: тетради «Математика до школы» под редакцией М.Н.Султановой (часть 1) на каждого ребенка, карандаши простые, ножницы, заготовки объемных фигур(конус, цилиндр, пирамида, призма) по количеству детей, наборы «Дары Фребеля» №8,9
Наглядно-демонстрационный материал: карточки с изображением объёмных фигур и героя истории, объёмные геометрические фигуры разного размера, треугольная клумба, цветы на магнитах
|
Ожидаемые результаты
|
Ребенок:
- определяет объёмные геометрические фигуры по виду;
- умеет классифицировать фигуры,обобщать по признакам;
- умеет решать пространственные задачи, делать выводы в процессе экспериментирования;
- может планировать свои действия для достижения конкретной цели;
- проявляет доброжелательность по отношению к героям;
|
Этапы ОД
|
Деятельность педагога
|
Деятельность
ребенка
|
Планируемые результаты
|
I.Организационный этап
|
-Ребята, помогите мне сделать большой круг.
Молодцы, вы быстро взялись за руки и у нас получился красивый круг.
Посмотрите вправо, влево, кто стоит рядом с вами?
Рядом с вами ваши друзья.
Какое у вас настроение?
С таким хорошим настроением любое дело отлично получится.
|
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.
|
Проявляет эмоциональную отзывчивость на приветствие. Создан эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в совместной деятельности.
|
II. Мотивационно – ориентировочныйэтап
|
(на доске картинки с изображением героев)
Ребята, вы узнаёте этих героев?
Помогите мне вспомнить имя мальчика и названия фигур.
А на какие фигуры можно поделить объёмные фигуры.
Ребята, а вы хотите услышать продолжение историй про этих героев?
|
По изображению на картинке на доске дети называют героев истории про мальчика Ваню, который путешествует по стране математики: объёмные фигуры и мальчик Ваня.Дети делают вывод, что сегодня будет продолжение истории про Ваню.
|
Участие детей в выявлении темы.
Умение делать вывод, устанавливать связи с уже известным материалом.
Выраженожелание слушать и выполнять определенные задания.
|
III. Поисковый этап
Игра«Переведи тела вращения через речку»
Игра «Узнай фигуру на ощупь»
Игра «Найди сходства и различия»
|
Педагог рассказывает продолжение истории про Ваню и выявляет проблемную ситуацию.
Воспитатель: Куб и параллелепипед унесли Ваню в город Многогранников. Они поведали мальчику, что не любят тела вращения, ведь они такие гладкие!
А тела вращения воскликнули: Зато мы такие разнообразные!
Объёмные фигуры рассорились. Тела вращения решили перебраться на другой берег реки. Переведите их на другой берег и назовите.
Ваня посмотрел на фигуры и очень расстроился. Мальчик сказал, что ему кажется, что все фигуры чем-то похожи, и им не зачем ссориться.
Как вы думаете, прав ли Ваня? Ребята, а хотите помочь Ване помирить фигуры?
Чтобы понять, похожи фигуры или нет, мы можем их все рассмотреть и потрогать.
А еще мы можем найти среди этих фигур похожие.
Тут многогранники закричали на Ваню:
- Да как это могло тебе прийти в голову, что мы похожи? Мы воюем с телами вращения. У нас есть секретный охраняемый склад. Лучше помоги нам правильно расставить солдат вокруг склада.
-Ребята, нужно составить план, такчтобы у каждойстены стояло по два солдата. Солдат нужно обозначить точками.
Воспитатель просит несколько детей рассказать,как они расставили солдат,обсуждает их варианты ответов, выявляет правильный ответ.
|
Дети слушают продолжение истории, затем подходят к столу и классифицируют фигуры в тетради.
Дети участвуют в
обсуждении проблемы.
Затем подходят к чудесному мешочку и определяют фигуры на ощупь.
Рассматривают, находят похожие на столе, соединяют их в пары
Дети работают в тетради. Рассказывают несколько детей, как они справились с заданием.
|
Слушает и понимаетпродолжение истории, классифицирует фигуры по типу.
Умеетраспознать проблему.
Выполняет действия по словесной инструкции, понимает суть учебной задачи.
Умеют рационально распределять точки по вершинам фигур, согласно словесной инструкции.
|
Физкультминутка «Покажи фигуры вращения!»
|
А теперь с вами поиграем -изобразим фигуры вращения. Показ карточек и движений.
|
Движутся согласно схематически показанным на карточках действиям под музыку.
|
Умеют слушать команды и выполнять их, подчиняясь общим правилам.
|
IV. Практический этап
Опыт с усечением верхушек фигур
Игра
«Посади клумбу»
Игра«Геометрический кот»
|
Тогда тела вращения очень разозлились,взяли ножницы и стали усекать верхушки пирамид. В ответ многогранники усекли верхушки конусов.Ребята, хотите посмотреть,что же получится. Посмотрите,как нужно усекать фигуры.Объясняет и показывает результат.
Когда усекают верхушку пирамиды, пирамида превращается в новую фигуру. Она называется усеченная пирамида. Конус тоже после усечения верхушки превращается в новую фигуру - усеченный конус.
А тела вращения не успокаиваются и усекают призмы. В ответ многогранники стали усекать цилиндры. Проводит эксперимент с призмой и цилиндром.
Но как они не старались призмы оставались призмами, а цилиндры цилиндрами, но изменилась их высота.Что с ней произошло? Правильно, она уменьшилась.
Но тут фигуры услышали плач. Это плакал Ваня. Ему стало страшно. Он сказал,что если они не прекратят ссориться, то никого не останется, и ему не к кому будет прийти в стране математики. Фигурам стало стыдно, ведь война -это очень плохо.
Ваня сказал,правильно, не надо больше ссориться, даже если выне все похожи друг на друга, вы все очень важны в стране математики.
В честь примирения фигуры решили посадить клумбу с цветами. Помогите фигурам правильно рассадить цветы. Нужно посадить цветы (точки) так, чтобы с каждой стороны было по три цветка. Сравните, правильно ли на доске и у вас в тетради.
А Ваня решил сделать в подарок фигурам геометрического кота. Помогите Ване сделать кота.
Какие разные у вас получились коты. Молодцы,ребята, вы все старались.
|
Дети подходят с столу с заготовками берут ножницы и усекают пирамиды и конусы,смотрят на результат. Приходят к выводу,что при усечении пирамиды и конуса получаются другие новые фигуры, знакомятся с их названиями.
Дети берут ножницы и усекают призмы ицилиндры.Смотрят на результат. Приходят к выводу,что при усечениипризмы и цилиндры остаются призмами и цилиндрами, а их высота уменьшается.
Дети слушают продолжение истории.
Дети работают в тетради. Один ребенок у доски. Сравнивают, рассматривают другие варианты, выявляют правильный.
Дети строят кота из наборов«Дары Фребеля»
Дети рассматривают постройки.
|
Умеют рассуждать, анализировать, сравнивать.
Усвоили название новой фигуры.
Испытывают положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.
Умеют работать в командах.
Умеют слушать, сопереживать.
Умеют рационально располагать точки по вершинам треугольника.
Умеют соотносить фигуры по размерам, используют различные варианты композиций.
|
V. Рефлексивно – оценочный этап.
Словесная игра «Закончи предложение»
Рефлексия
|
Итак, ребята,вам понравилась эта история про путешествие мальчика Вани?
Педагог предлагает игру«Закончи предложение»:
-Мне понравилось...
-Мне встретились ...
-В стране математики произошло...
- Мы познакомились
впервые с ...
-Мне было трудно..
-Мне захотелось рассказать дома о..
Ребята,мне очень приятно, что вы помогали Ване, исследовали разные объёмные фигуры, находили их сходства и различия.
Вы молодцы! Пожмите друг другу руки и скажите:
«Ты -молодец».
Я думаю,что следующее путешествие Вани будет таким же интересным и познавательным.
|
Стоя в кругу, дети продолжают предложения, начатые воспитателем,подводя итоги занятия.
Дети хвалят друг друга за проделанную работу.
|
Умеют выделять главные моменты в совместной деятельности.
Активизация мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Формирование навыков самооценки.
Перспектива на дальнейшую деятельность.
|
|
|
|
|
|
Использованная литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева
2. Методическое пособие М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики». Подготовительная к школе группа.
3. «Математика до школы: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет» М.Н.Султанова.
|