Особенности обучения детей дошкольного возраста элементом математических представлений и знаний |
Математика детям | |||
Автор: Митюшкина Светлана Александровна | |||
17.09.2021 08:17 | |||
Особенности обучения детей дошкольного возраста элементом математических представлений и знаний Выполнила: Митюшкина Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30 «Одуванчик», г. Иваново Уже в раннем детстве ребёнок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т.д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом – числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве. На этой основе развивается интерес к сравнению множеств и к более точному определению в них количества элементов, со временем ребёнок овладевает счета и понятием числа. Всё это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно- игровой характер. Ребёнок рано также начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие; затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения.
Таким образом, создаются все предпосылки для того чтобы опираясь на чувственно-действенные восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями, например, больше — меньше (по количеству), шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше и т.д., отличая эти линейные изменения от изменений общего объема (больше-меньше, большой-маленький). Такая дифференцировка вполне доступна для детей дошкольного возраста при условии надлежащего руководства взрослыми. Как только ребёнок начинается передвигаться, он действительно знакомиться с пространством и пространственными отношениями между вещами, он то приближается к интересующим его вещам то удаляется от них. Оказывается, одни предметы находятся перед ребёнком, другие-сзади него или справа, слева. Обучение позволяет малышу рано усвоить значение таких слов, как ближе, дальше и др. Ребёнок практически и сам ориентируется в пространственном расположении предметов, а под руководством взрослого учится и словесно определять их местоположение сначала по отношению к себе, а затем и по отношению к другим предметам (справа от куклы – мишка, а слева от неё зайчик). Со временем у ребёнка создается элементарное представление о близком и далёком пространстве, хотя еще весьма конкретное, (сад в котором он гуляет – близко, а работа папы далеко). Опираясь на подобные конкретные представления, в результате лично опыта и обучения взрослыми, ребёнок постепенно приходит к более широким обобщениям в старшем дошкольном возрасте мерилом пространства становится время ( «черное море так далеко что надо ехать поездом или лететь самолётом»). Дети заимствуют из речи окружающих пространственные отношения между вещами, но обобщенное значение этих предлогов и наречий становится предметом их особого внимания и осмысления только в результате обучения. Весь распорядок жизни детей и взрослых является предпосылкой формирования у ребёнка чувства времени и умения пользоваться соответствующими словами пора рано сейчас потом. Этот словарь временных обозначений интенсивно развивается в процессе общения и деятельности ребёнка на протяжении раннего и дошкольного возраста. Малыш начинает интересоваться значением слов: вчера, сегодня, завтра, что позволяет взрослому познакомить его с текучестью, длительностью, периодичностью времени, т.е. развивать «чувства времени». Усвоение значения слов способствует умению детей обобщать свойство вещей – ведь всякое слово уже в известной мере является обобщением. Кроме того, ребёнок не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует на них, преобразует их. Распоряжается ими во времени и в пространстве. Таким образом, источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребёнок познаёт в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может одновременно охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретённых знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтоб все представления и понятия детей об множестве и числе, представления о величине форме по времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности. Как бы не были малы знания из области математики которые, приобретают дети до школы, они должны усложняться по степенно, учетом того, что можно и необходимо дать именно на данном этапе развития детей. Вот почему обучение на занятиях является основной ведущей формой развития детей и математических представлений. А упорядоченные представления и правильно сформированные первые понятия также как время развитые мыслительные способности служат залогом дальнейшей успешной работой в школе. В основе познания маленькими детьми качественный и количественных признаком предметов и явления лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер: руками ощупывает, обследует форму материал. Такие обследовательские, изучающие, предмет действия называются перцептивными действиями. Они функционально связаны с практической деятельностью игрой, трудом, учением. «Найди среди игрушек такие которые похожи на этот треугольник». Ребенок обводит пальчиком треугольник, обследуя его форму, а затем отыскивает аналогичный данной форме предмет, тщательно «изучая» его движениями глаз и рук. Многочисленные факты подобных перцептивных действий свидетельствует о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы. В перцептивных действиях про исходит сравнения (по форме, величине, количеству), сопоставление с тем что уже было в прежней опыте ребёнка. Поэтому важно организовать накопление опыта, научить ребёнка пользоваться для сравнения общественно значимыми эталонами и наиболее рациональными способами, действиями. Операции установления взаимно однозначного соответствия является основой сравнения в математике. Она является чувственной основой и в развитии счетной деятельности детей. В практической деятельности сравнения разных конкретных величин прерывных непрерывных, путём сопоставления элементов одной величины с элементами другой – ребёнок познает их равенство и неравенство. Например сравнивая ряд красных кружков и рядом синих и сопоставляя элемента одного множества с элементами другого, ребёнок приходит к заключению: красных кружков больше, а синих-меньше. Сравнивая два отрезка по длине путем наложения одного отрезка на другой или измеряя длину условными мерками, ребёнок определяет их равенство или неравенство, а если на отрезках нанесены деления, ребёнок при сравнении указывает, на сколько делений больше или меньше другой отрезок. Поскольку опыт и знания детей дошкольного возраста еще крайне незначительны, обучении идет преимущественно индуктивным путем: сначала с помощью взрослого накапливается конкретные знания, а затем они общаются в правила и закономерности. Однако этот необходимый и важный для умственного развития детей путь имеет и свои недостатки: дети не умеют выйти до пределы тех единичных фактов и случаев, на основании которых были подведены к обобщениям: не могут подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничивает развитие их самостоятельной мысли и исканий. Поэтому народу с индуктивным методом при обучении необходимо использовать и другой метод – дедуктивный, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Этапу в значительной степени способствует обучении математике, поскольку дел математике характерен метод дедукции. Усвоенное правило дети должны научиться конкретизировать, анализируя свои прежние знания и свой опыт. Сочетание индуктивного и дедуктивного методов способствует наиболее высокому умственному развитию детей. Не всегда следует ставить ребенка в позицию «первооткрыватели», вести его в обучении от накопления единичных конкретных знаний к выводам и обобщениям. Ребенок должен научится овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить опыта, для анализа фактов и явлений окружающей его жизнь. Обращаясь к опыту детей, мы, с одной стороны, предлагаем или самим найти и назвать те из знакомых фигур, которые обладают аналогичными признаками (четыре стороны, четыре вершины и четыре угла) и могут быть отнесены к четырёхугольникам, а с другой – отыскать предметы или части предметов, имеющие четырехугольную форму; подобная конкретизация углубляет знание детей о четырехугольнике. Аналогично протекает и ознакомление детей с многоугольником и его общими признаками. Конкретизируя знания о многоугольнике, дети показывают и называют треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, разных размеров. Таким образом, все эти фигуры включаются в понятие многоугольника. Многоугольник как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограниченных замкнутыми ломаными линиями (правильных и неправильных, больших и маленьких). Следовательно, необходимо пользоваться разными способами, чтобы развивать мысль детей, учить их применять метод индукции и дедукции, подводить к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Овладевал исторически сложившимся общественным опытам, дети познают систему эталонов: для цвета спектра, для звуков – гаммы, для барических ощущений – меры веса и т.д. Значение эталонов позволяет видеть богатство и разнообразие окружающего мира, помогает активному восприятию в обследовании свойств и качеств объектов окружающей среды. Мир представляет перед ребенком в богатстве форм, красок, разнообразием размеров и количеств. Обучение в детском саду должно обеспечить не только сообщение детям значений, но и развитие у них умственных способностей, что облегчает переход от эмпирических знаний к понятийным эти принципы положены в основу «Программы воспитание и обучение в детском саду». За последние годы программа детского сада в области математических знаний стала значительно более разносторонней. Значение подготовки состоит из только в полном соответствии знаний, предусмотренных программами первого класса школы и д. с., сколько в умственном развитии детей. Обучал детей элементам математики, воспитатель должен приучать их логически мыслить, развивать их речь. Но главное – он должен знать предмет науки, с элементами которого знакомит детей. Воспитателю необходим знать психологические особенности развития математических представлений детей, чтобы понимать возникающие у детей затруднения и находить способы их устранения.
|