Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности обучения детей дошкольного возраста элементом математических представлений и знаний
Математика детям
Автор: Митюшкина Светлана Александровна   
17.09.2021 08:17

Особенности обучения детей дошкольного возраста элементом математических представлений и знанийОсобенности обучения детей дошкольного возраста элементом математических представлений и знаний

Выполнила: Митюшкина Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30 «Одуванчик», г. Иваново

Уже в раннем детстве ребёнок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т.д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом – числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве. На этой основе развивается интерес к сравнению множеств и к более точному определению в них количества элементов, со временем ребёнок овладевает счета и понятием числа. Всё это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно- игровой характер. Ребёнок рано также начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие; затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения.

 

Таким образом, создаются все предпосылки для того чтобы опираясь на чувственно-действенные восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями, например, больше — меньше (по количеству), шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше и т.д., отличая эти линейные изменения от изменений общего объема (больше-меньше, большой-маленький). Такая дифференцировка вполне доступна для детей дошкольного возраста при условии надлежащего руководства взрослыми.

Как только ребёнок начинается передвигаться, он действительно знакомиться с пространством и пространственными отношениями между вещами, он то приближается к интересующим его вещам то удаляется от них. Оказывается, одни предметы находятся перед ребёнком, другие-сзади него или справа, слева. Обучение позволяет малышу рано усвоить значение таких слов, как ближе, дальше и др. Ребёнок практически и сам ориентируется в пространственном расположении предметов, а под руководством взрослого учится и словесно определять их местоположение сначала по отношению к себе, а затем и по отношению к другим предметам (справа от куклы – мишка, а слева от неё зайчик). Со временем у ребёнка создается элементарное представление о близком и далёком пространстве, хотя еще весьма конкретное, (сад в котором он гуляет – близко, а работа папы далеко). Опираясь на подобные конкретные представления, в результате лично опыта и обучения взрослыми, ребёнок постепенно приходит к более широким обобщениям в старшем дошкольном возрасте мерилом пространства становится время ( «черное море так далеко что надо ехать поездом или лететь самолётом»). Дети заимствуют из речи окружающих пространственные отношения между вещами, но обобщенное значение этих предлогов и наречий становится предметом их особого внимания и осмысления только в результате обучения.

Весь распорядок жизни детей и взрослых является предпосылкой формирования у ребёнка чувства времени и умения пользоваться соответствующими словами пора рано сейчас потом. Этот словарь временных обозначений интенсивно развивается в процессе общения и деятельности ребёнка на протяжении раннего и дошкольного возраста. Малыш начинает интересоваться значением слов: вчера, сегодня, завтра, что позволяет взрослому познакомить его с текучестью, длительностью, периодичностью времени, т.е. развивать «чувства времени».

Усвоение значения слов способствует умению детей обобщать свойство вещей – ведь всякое слово уже в известной мере является обобщением. Кроме того, ребёнок не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует на них, преобразует их. Распоряжается ими во времени и в пространстве.

Таким образом, источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребёнок познаёт в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может одновременно охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретённых знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтоб все представления и понятия детей об множестве и числе, представления о величине форме по времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности.

Как бы не были малы знания из области математики которые, приобретают дети до школы, они должны усложняться по степенно, учетом того, что можно и необходимо дать именно на данном этапе развития детей.

Вот почему обучение на занятиях является основной ведущей формой развития детей и математических представлений. А упорядоченные представления и правильно сформированные первые понятия также как время развитые мыслительные способности служат залогом дальнейшей успешной работой в школе.

В основе познания маленькими детьми качественный и количественных признаком предметов и явления лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер: руками ощупывает, обследует форму материал.

Такие обследовательские, изучающие, предмет действия называются перцептивными действиями. Они функционально связаны с практической деятельностью игрой, трудом, учением.

«Найди среди игрушек такие которые похожи на этот треугольник». Ребенок обводит пальчиком треугольник, обследуя его форму, а затем отыскивает аналогичный данной форме предмет, тщательно «изучая» его движениями глаз и рук.

Многочисленные факты подобных перцептивных действий свидетельствует о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы.

В перцептивных действиях про исходит сравнения (по форме, величине, количеству), сопоставление с тем что уже было в прежней опыте ребёнка. Поэтому важно организовать накопление опыта, научить ребёнка пользоваться для сравнения общественно значимыми эталонами и наиболее рациональными способами, действиями. Операции установления взаимно однозначного соответствия является основой сравнения в математике. Она является чувственной основой и в развитии счетной деятельности детей.

В практической деятельности сравнения разных конкретных величин прерывных непрерывных, путём сопоставления элементов одной величины с элементами другой – ребёнок познает их равенство и неравенство. Например сравнивая ряд красных кружков и рядом синих и сопоставляя элемента одного множества с элементами другого, ребёнок приходит к заключению: красных кружков больше, а синих-меньше.

Сравнивая два отрезка по длине путем наложения одного отрезка на другой или измеряя длину условными мерками, ребёнок определяет их равенство или неравенство, а если на отрезках нанесены деления, ребёнок при сравнении указывает, на сколько делений больше или меньше другой отрезок.

Поскольку опыт и знания детей дошкольного возраста еще крайне незначительны, обучении идет преимущественно индуктивным путем: сначала с помощью взрослого накапливается конкретные знания, а затем они общаются в правила и закономерности. Однако этот необходимый и важный для умственного развития детей путь имеет и свои недостатки: дети не умеют выйти до пределы тех единичных фактов и случаев, на основании которых были подведены к обобщениям: не могут подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничивает развитие их самостоятельной мысли и исканий. Поэтому народу с индуктивным методом при обучении необходимо использовать и другой метод – дедуктивный, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Этапу в значительной степени способствует обучении математике, поскольку дел математике характерен метод дедукции. Усвоенное правило дети должны научиться конкретизировать, анализируя свои прежние знания и свой опыт. Сочетание индуктивного и дедуктивного методов способствует наиболее высокому умственному развитию детей. Не всегда следует ставить ребенка в позицию «первооткрыватели», вести его в обучении от накопления единичных конкретных знаний к выводам и обобщениям. Ребенок должен научится овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить опыта, для анализа фактов и явлений окружающей его жизнь.

Обращаясь к опыту детей, мы, с одной стороны, предлагаем или самим найти и назвать те из знакомых фигур, которые обладают аналогичными признаками (четыре стороны, четыре вершины и четыре угла) и могут быть отнесены к четырёхугольникам, а с другой – отыскать предметы или части предметов, имеющие четырехугольную форму; подобная конкретизация углубляет знание детей о четырехугольнике.

Аналогично протекает и ознакомление детей с многоугольником и его общими признаками.

Конкретизируя знания о многоугольнике, дети показывают и называют треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, разных размеров. Таким образом, все эти фигуры включаются в понятие многоугольника. Многоугольник как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограниченных замкнутыми ломаными линиями (правильных и неправильных, больших и маленьких). Следовательно, необходимо пользоваться разными способами, чтобы развивать мысль детей, учить их применять метод индукции и дедукции, подводить к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного.

Овладевал исторически сложившимся общественным опытам, дети познают систему эталонов: для цвета спектра, для звуков – гаммы, для барических ощущений – меры веса и т.д. Значение эталонов позволяет видеть богатство и разнообразие окружающего мира, помогает активному восприятию в обследовании свойств и качеств объектов окружающей среды. Мир представляет перед ребенком в богатстве форм, красок, разнообразием размеров и количеств.

Обучение в детском саду должно обеспечить не только сообщение детям значений, но и развитие у них умственных способностей, что облегчает переход от эмпирических знаний к понятийным эти принципы положены в основу «Программы воспитание и обучение в детском саду». За последние годы программа детского сада в области математических знаний стала значительно более разносторонней. Значение подготовки состоит из только в полном соответствии знаний, предусмотренных программами первого класса школы и д. с., сколько в умственном развитии детей. Обучал детей элементам математики, воспитатель должен приучать их логически мыслить, развивать их речь. Но главное – он должен знать предмет науки, с элементами которого знакомит детей.

Воспитателю необходим знать психологические особенности развития математических представлений детей, чтобы понимать возникающие у детей затруднения и находить способы их устранения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год