«Сказка как средство развития математического развития дошкольников» |
Математика детям | |||
Автор: Богатырёва Татьяна Сергеевна | |||
22.09.2021 19:49 | |||
«Сказка как средство развития математического развития дошкольников» В настоящее время математическое развитие дошкольника играет большую роль в подготовке детей к школе. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. В свою очередь, формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики). Разумеется, дети дошкольного возраста не осознают, что математика – это трудная дисциплина, исходя из этого, задачей воспитателя является развитие интереса к математике, приобщение детей к материалу таким образом, чтобы дети были увлечены процессом, который в свою очередь, дает пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Задача педагога дошкольного учреждения — дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Но самое важное — это познать радость при преодолении трудностей.
Математическое развитие служит средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания. Сказка является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Безусловно, дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Сказка – универсальное средство, она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал, также, она является очень ценной для педагога. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко страшные и таинственные события, действие в свою очередь, имеет приключенческий характер, что в значительной степени предопределяет структуру сюжета. В сюжетах сказок всегда зашифрованы ситуации и проблемы, которые каждый человек переживает в своей жизни. Сказка, сама по себе, бесспорно, обладает огромным развивающим потенциалом. Форма метафоры, в которой созданы сказки, более доступна для восприятия ребёнка. Этот факт делает её привлекательной для работы, создаёт невидимый мост между ребёнком и взрослым, сближает родителей и детей. Можно заметить, что во многих сказках математическое начало лежит прямо на поверхности – в названиях ( «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Два жадных медвежонка» и другие). В сказке математического содержания сохраняются все ситуации и проблемы окружающей жизни, однако герои могут быть не только героями простых сказок, но и геометрические фигуры, цифры, буквы. Разрабатывая сценарий занятий, не стоит забывать, что сказка никак не должна изменяться до уровня дидактического средства. Она должна оставаться для ребёнка полноценным художественным средством. Благодаря математическим сказкам, дети, увлеченные сюжетом сказки сами того не понимая обучаются математическим представлениям, учатся мыслить логически, разбирают различные ситуации, которые они могут встретить в окружающем их мире. Математические сказки, включающие в себя различные загадки, задачи и т.д. развивают навыки детей, как в учебном плане, так и на жизненном пути.
|