Игры с математическим планшетом на ориентировку в пространстве. |
Математика детям | |||
Автор: Мамышева Светлана Васильевна, Тодинова Евгения Валерьевна | |||
14.09.2021 14:21 | |||
Игры с математическим планшетом на ориентировку в пространстве.
МБДОУ ЦРР ДС «Колокольчик» Город Абакан Республика Хакасия. Что такое математический планшет: Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard ( «геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик". Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения — от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами — и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.
Этапы работы с «Математическим планшетом» Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т. д). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты — капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т. д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» — на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус. Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка. Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца). Меня заинтересовала игра «математический планшет», поскольку она дает возможность многофункциональной работы с детьми по разным направлениям (например, игры с цифрами, на понимании симметрии, занимательные задачи и т.д.). наблюдая за детьми, я обратила внимание, что дети могут, не отвлекаясь. Подолгу упражняться в преобразовании фигур, перетягивая резинки и накладывая геометрические фигуры по заданному образцу и собственному замыслу. В таких играх формируется важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, развиваются конструктивные умения и творческие способности. Игру с математическим планшетом можно проводить как часть занятия по развитию элементарных математических представлений. Игровое упражнение дает возможность освоить систему координат. Провести зрительный, слуховой диктант и использовать планшет для решения логических задач на поиски недостающих фигур. Игра «Карусель»
Игра «Путешествие по дорожке»
Игра «Найди дорогу» Помоги девочке добраться до домика. Нарисуй ее путь, начиная от круга.
Игры на ориентировку в пространстве с использованием логических задач на поиск недостающих фигур. Игра «Магический квадрат» Выложи недостающие геометрические фигуры и найди среди них закономерность. Первый вариант.
Второй вариант.
Творческие игры с планшетом. Планшет очень интересен и многофункционален. Дети могут использовать его как на занятиях, так и в свободой деятельности. Мы с ребятами работаем с планшетом, начиная со средней группы. В основном ребята работают по готовым схемам. В подготовительной группе мы решили больше работать творчески. Задача одной из наших работ – спрятать начальную букву своего имени. Ребята резинками рисовали свою букву, а затем ее во что-либо старались превратить. Е у всех, конечно, это сразу получилось. Но некоторые дети поняли задание и стали выполнять его правильно с самого сначала. Затем мы сделали рисунок с первой буквой маминого имени, а затем папиного. Когда рисунки были готовы я предложила положить их рядом, чтобы получилось семья. Задачи другой работы – дорисовать рисунок. Дети проводят произвольную линию, а потом ее «дорисовывают». В дальнейшем планирую поработать над следующими темами:
|