Важность дидактических игр, как средства развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. |
Математика детям | |||
Автор: Сталинина Екатерина Александровна | |||
24.09.2021 11:09 | |||
Важность дидактических игр, как средства развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Развитие элементарных математических представлений — одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. Формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. Оно способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить тренировку детей в различении, выделении, назывании множества предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным. Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре. Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуации при проведении дидактических игр. И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и главное качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Необходимо постоянно демонстрировать детям их достижения. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности. В начале, цель игры — организовать, и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине, дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце, игра может носить поисковый характер. На любом этапе, игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе непосредственно образовательной деятельности. Она используется также и на занятиях разного типа. Так, на занятии объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На занятиях закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе занятий по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. Дидактическая игра должна входить в целостный педагогический процесс, сочетаться и взаимосвязываться с другими формами обучения и воспитания. Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:
Методика проведения дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
|