Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений детей старшей группы детского сада» |
Математика детям | |||
Автор: Зарубина Лариса Валентиновна | |||
12.07.2018 22:09 | |||
Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений детей старшей группы детского сада» Работу в старшей группе строят таким образом, чтобы не только обеспечить прочное усвоение детьми знаний, но и развить произвольное внимание, память, интерес к приобретению знаний, воспитать нравственно-волевые качества, необходимые им как будущим школьникам. В календарном плане на неделю, помимо занятий по математике, предусматриваются и другие формы обучения: дидактические игры и игровые упражнения, наблюдение за окружающим (с целью формирования математических представлений) и др. В рабочей программе воспитателя указываю программные задачи и количество занятий, которое необходимо для их изучения.
В работе с дошкольниками 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Направляют и планируют деятельность детей в основном с помощью указаний и пояснений. Вопросы в ходе объяснения ( «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?») побуждая ребенка искать разные способы решения задачи. Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Педагог вызывает как можно больше детей для выполнения коротких заданий у своего стола, на наборном полотне (добавить, убрать предмет, составить пары предметов, что-то показать и т.п.) На каждом занятии следует проводить работу с раздаточным материалом. Оно формирует у детей необходимые умения и навыки, помогает им лучше осознать способы действия, позволяет педагогу судить о том, как воспитанники восприняли и усвоили новое. В ходе работы с раздаточным материалом воспитатель оказывает индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается; спрашивает детей, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять задание у доски, поясняя свои действия. После выполнения детьми каждого задания организуется коллективная проверка его результатов. Воспитатель оценивает их деятельность, предлагает исправить ошибки и только после этого дает новое задание. По мере накопления детьми опыта следует давать им возможность сначала высказывать предположение о том, что и как надо делать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а затем выполнять практическое действие. Таким образом, дети будут учиться планировать способ и порядок выполнения задания. Правильные обороты речи усваиваются детьми путем неоднократного их повторения при выполнении вариантов упражнения одного типа. Интерес к ним поддерживают у детей небольшим варьированием приемов работы сменой наглядного материала ( «Отсчитай, сколько квадратов, сколько игрушек стоит, и др.») В старшей группе следует использовать комбинированные упражнения, на которых можно решать одновременно 2-3 задачи из разных разделов Программы. В конце занятия проводят игровые упражнения или дидактические игры, в которых участвуют все дети. В старшей группе начинают использовать словесные игры, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)? и др. Воспитатель постоянно вносит в занятия элементы игры (поиск, угадывания) и соревнования ( «Кто быстрее найдет? принесет? назовет?), прибегает к показу интересных картинок, чтению стихотворений, загадок математического содержания. Нужны задания, связанные с выполнением движений. На 12 -14-й минуте занятия проводится динамическая пауза. Ее содержание по возможности должно быть связано с темой занятия. На занятиях по математике используется большое количество пособий. Подготавливая их, целесообразно сверху класть те, которые потребуются в первую очередь. Помещают пособие слева от ребенка, по мере использования он откладывает их направо от себя. Мелкий счетный материал дети берут с общего подноса. Педагог распределяет, что должны сделать по организации рабочего места, уборке пособий после занятия дежурные, а что — каждый из воспитанников.
|