ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» старший дошкольный возраст 6-7 лет |
Математика детям | |||
Автор: Остапкевич Ольга Федоровна | |||
14.07.2018 16:04 | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» старший дошкольный возраст 6-7 лет Разработчик: воспитатель Остапкевич О.Ф. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счёту, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формирование понимания пространственных отношений.
Программа построена на основе следующих принципов: - Принцип психологической комфортности (создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. - Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми). - Принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом) - Принцип представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира) - Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность) - Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности) - Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения) Цель программы Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Задачи программы:
Законодательно-нормативное обеспечение программы: - Закон РФ «Об образовании» от 10. 02. 92г. №3266-1 - Типовое положение «О дошкольном образовании» - Письмо Министерства образования РФ от 14. 03. 2000г. №65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - Письмо Министра образования РФ от 18. 06. 2003г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» Устав ДОУ - Программа развития ДОУ - Положение о платных дополнительных услугах - Приказ об организации платных дополнительных услугах ДОУ. - Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей. Ожидаемые результаты:
Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала. 1. 1.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущей идеей данной программы — создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого 2. Планируемые результаты освоения программы Требования к уровню подготовки воспитанников
2. 1.Методика обследования уровня развития умений и навыков детей Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям. Считать до 10 и дальше. - Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10. - Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. - Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =,). - Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения. - Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом. - Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей. - Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение. - Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие. - Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира. - Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями. - Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших. - Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду. - Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей. - Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года. Иметь представление - О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах. - О временных интервалах: временем суток, года. - Об определении времени по часам - О количественной характеристике числа. Критерии оценивания: Высокий (О) — Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи. Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени. Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и последовательность выполнения. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам. Средний (Д) — Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей. Имеет представления о временных и пространственных отношениях. Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий. Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование. Низкий (Н) — Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел. Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств. Путается в определении временных и пространственных отношений. Выполняет действия в заданной последовательности. Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Учебный план образовательной программы Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня. В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы. Нормативные сроки освоения рабочей программы с 01. 11. 2016г. по 31. 05. 2018г. Трудоемкость рабочей программы: 27 недель
|