Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» старший дошкольный возраст 6-7 лет
Математика детям
Автор: Остапкевич Ольга Федоровна   
14.07.2018 16:04

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» старший дошкольный возраст 6-7 летДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» старший дошкольный возраст 6-7 лет

Разработчик: воспитатель Остапкевич О.Ф. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач.

В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счёту, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формирование понимания пространственных отношений.

 

Скачать конспект

Такой комплекс задач далеко выходит за рамки развития у детей только счётных навыков и умений, и по существу является программа математического развития. Она должна обеспечить более глубокое понимание детьми количественных и других отношений и заложить основы дальнейшего развития математического мышления.

Программа построена на основе следующих принципов:

- Принцип психологической комфортности (создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

- Принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом)

- Принцип представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира)

- Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность)

- Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности)

- Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения)

Цель программы

Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Задачи программы:

  1. Развитие речи, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.
  2. Дать необходимые базисные знания. Усвоение числового ряда и состав чисел, получение представления о задаче, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, знание геометрического материала и т.д.
  3. Развить мышление ребёнка, т.е. те умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образное мышление, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление (на геометрическом материале).

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

- Закон РФ «Об образовании» от 10. 02. 92г. №3266-1

- Типовое положение «О дошкольном образовании»

- Письмо Министерства образования РФ от 14. 03. 2000г. №65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

- Письмо Министра образования РФ от 18. 06. 2003г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Устав ДОУ

- Программа развития ДОУ

- Положение о платных дополнительных услугах

- Приказ об организации платных дополнительных услугах ДОУ.

- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

  • развитое логическое мышление и основные мыслительные операции;
  • развитые математические способности и склонности;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитые личностные качества и навыки самоконтроля, самооценки.

Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.

1. 1.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
  • потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Ведущей идеей данной программы — создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого

2. Планируемые результаты освоения программы

Требования к уровню подготовки воспитанников

  • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные предметы, все круглые и т.п.).
  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: (больше, меньше, столько же).
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • Понимает смысл обозначений: вверху –внизу, впереди –сзади, над –под. верхняя –нижняя (полоска).
  • Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

2. 1.Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

Считать до 10 и дальше.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =,).

- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

  • Знать

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление

- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

Критерии оценивания:

Высокий (О) — Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов.

Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах.

Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и последовательность выполнения.

Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний (Д) — Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.

Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.

Имеет представления о временных и пространственных отношениях.

Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.

Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.

Низкий (Н) — Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.

Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. 1. Учебный план образовательной программы

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Нормативные сроки освоения рабочей программы с 01. 11. 2016г. по 31. 05. 2018г. Трудоемкость рабочей программы: 27 недель

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год