Комплекс дидактических игр для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. |
Математика детям | |||
Автор: Генералова Светлана Геннадиевна | |||
26.05.2018 12:55 | |||
Комплекс дидактических игр для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Д/и «Что изменилось?» Цель: формирование количественных представлений о составе числа. Дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, числовые фигуры и карточки с цифрами. Вариант 1. Проверяем, все ли дети запомнили, как можно составить число 4. Затем вызывается ребенок, который должен внимательно рассмотреть, как расставлены предметы на наборном полотне (на магнитной доске). После этого ребенок отворачивается, а педагог убирает овощи с одной из грядок, срывает их, т.е. убирает один вариант состава числа. Дошкольник должен сообразить, что изменилось, и посадить овощи так, как они раньше росли в ящике. Если он сделал это неверно, то ему помогают товарищи. Затем выходит следующий ребенок. Игра продолжается.
Д/и «Какой цифры не стало?» Цель: научить свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Материал: цифры от 1 до 10 на магнитах, магнитная доска. Ход игры: из числового ряда убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4. Д/и «Путаница» Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете. Материал: карточки с разным количеством предметов. Ход игры: ведущий предлагает детям неправильно подобранные ряды, предлагает найти и исправить ошибки, объяснить правильность своего выбора. Д/и «Исправь ошибку» Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете. Материал: карточки с разным количеством предметов. Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор. Д/и «Магазин игрушек» Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти. Материал: разные игрушки. Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер. Д/и «Считай – не ошибись!» Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше. Материал: плоскостные игрушки. Ход игры: игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения. Д/и «Путешествие лягушонка» Цель: формирование представлений о числовом отрезке. Ход игры: выставляли числовой отрезок и картинку лягушонка на магнитиках. Говорили, что веселый лягушонок приглашает нас путешествовать по «волшебному» числовому отрезку. Предлагали детям путешествие начать с точки 3, обозначенной красным кружочком, а продолжить путешествие, опираясь на следующие записи: Дети по очереди выходили к доске и ставили разноцветные кружки в нужных точках на числовом отрезке: Г ------- КОР ------ ОР ------ К ------ С ------ Ж ------ З ------ Ч Уточняли, как изменяется число при движении направо на 1, 2, 3 единицы и при движении налево на 1, 2, 3 единицы. Дети убеждались, что при сложении число увеличивается, а при вычитании – уменьшается. Д/и «Волшебные домики» Цель: развитие умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой и наоборот. Развитие мелкой моторики; развитие внимательности, формирование навыков самоконтроля и самооценки. Развитие понимания учебной задачи и способности выполнять ее самостоятельно. Вариант 1 Детям раздаются бумажные домики у которых на крыше написаны различные цифры от 1 до 9, и на стол ставится контейнер с каштанами (или фасолью, далее детям предлагается положить в домик (нижнюю часть, то количество каштанов, которое указано на крыше. После того как дети справились с заданием, каштаны убираются и каждый передает свой домик соседу, и игра начинается с начала, и так пока все домики не пройдут круг полностью. Вариант 2 Детям раздаются бумажные домики на которых обозначены кружки количеством от 1 до 9, на стол ставиться два контейнера с набором цифр. Далее детям предлагается посчитать кружки выбрать нужную цифру и положить ее на крышу домика. После того как дети справились с заданием цифры, убираются в контейнер и каждый свой домик передает соседу. И так игра продолжается пока домики не пройдут полный круг. Эти две игры можно проводить одновременно за двумя разными столами, после того как каждый стол закончит, детей можно поменять местами (посадить за другой стол) и провести игру еще раз. Для закрепления навыков счета и способности устанавливать соответствие межу количеством предметов и цифрой, в небольших подгруппах и индивидуальной работе можно использовать следующий вариант игры. Ребенку дается пустой домик и игральный кубик, на стол ставятся каштаны и контейнер с цифрами. Ребенок кидает кубик, считает выпавшее количество точек на нем и в соответствии с этим количеством выкладывает нужную цифры на крышу домика и то же количество каштанов в сам домик. Если нужно закрепить знание цифр больше 6, то ребенку дается кубик с количеством точек от 4 до 9. Д/и «Убираем цифры» Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи. Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов. Ход игры: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 7 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 7, называют свои цифры. Д/и «Найди пару» Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику. Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки. Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении. Д/и «Чудесный мешочек» Цель: упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношений между числами. В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется. Д/и «Собери в корзину» Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины. Ход игры: ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3? Д/и «Покажи столько же» Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками. Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов. Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор. Д/и «Соберем букет» Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу. Материал: плоские изображения цветов, вазы. Ход игры: ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4? Д/и «Сколько нас?» Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов. Материал: карточки с разным количеством предметов. Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор. Д/и «Головоломка» Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов. Материал: детали головоломки с разным количеством предметов. Ход игры: ведущий предлагает детям сложить из деталей головоломки разные изображения, затем посчитать их и проверить, правильно ли они сложили. Правильность определяется тем, что рядом с предметами должна оказаться соответствующая цифра. «Математика на магнитах» Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов. Материал: карточки с разным количеством предметов и цифрами. Ход игры: ведущий предлагает детям рассмотреть карточки с цифрами и предметами. Детям дается задание: рядом с цифрой выложить ряды карточек с таким же количеством предметов. Вариант 2: к числовым карточкам подобрать карточки, на которых предметов на 1 больше (меньше, затем – на 2 больше или меньше. «Что прибавилось?» «Что убавилось?» Цель: учить собирать логическую цепочку из пяти карточек, комментировать свои действия. Материал: карточки с разным количеством предметов до 4. Ход игры: детям раздают серии карточек, при этом обращают внимание на то, что на одной из них нет предметов (елка без игрушек, ежик без яблок). Предлагают построить ряд, самостоятельно выявить закономерность расположения карточек. При затруднении предлагаем посчитать предметы на карточках, подводим к установлению закономерности расположения предметов. Игра может проводиться в другом варианте, при этом дети раскладывают карточки в порядке убывания.
|