Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе |
Математика детям | |||
Автор: Лашкевич Евгения Геннадьевна | |||
10.03.2018 22:36 | |||
Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: Формировать элементарные математические представления:
Развивающие:
Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира. Материалы и оборудование: кукла би-ба-бо Петрушка; билеты на поезд по кол-ву детей; мяч; блоки Дьенеша; карточки с кодировками для блоков Дьенеша. Ход НОД: 1 часть. Вводно-мотивационная. Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой). Петрушка: Я – мальчишка не простой Воспитатель: Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь. Петрушка: Я и так все знаю. Воспитатель: Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно: «Научит она никогда не скучать А как же её одним словом назвать? Петрушка: Ну, нет – этого я не знаю. Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие? 2 часть. Основная. Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры) Чтобы получить билет, дайте правильный ответ: - Посчитайте сколько всего вагончиков? - Какой формы первый вагончик? 3-й? - Какой по счету вагон круглой формы? - Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м? Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы. (Воспитатель надевает шапочку кондуктора) Воспитатель: Внимание! Проверка билетов! - Какого цвета Ваш билет? - Какой формы Ваш билет? - Покажите только синие билеты. Дети рассаживаются. Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд. Раздается свисток. Петрушка: Почему остановились? Воспитатель: Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая) - Какое направление указывает эта стрелка? А другая? - А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные? - Как проверить? Дети сравнивают ширину колеи меркой. Воспитатель: Какая колея подойдет по ширине нашему поезду? Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит. - Значит, в какую сторону мы дальше поедим? Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза. Воспитатель: Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете? Дети считаю. Прямой и обратный счет. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов). Петрушка: Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток». Воспитатель: Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб. Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику. Петрушка: Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?! Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали — все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить? 3 часть. Рефлексивная. Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз). Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали? Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики. Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе. Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять. Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:
Игровой сюжет: Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу. Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время. Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия. Игровой материал: картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков. Учебно-игровые задачи:
На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты. Играем! Думаем! Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя. Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша» Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости от умений детей пользоваться блоками. Планируемый результат:
Дальнейшая работа:
|