Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Математика детям
Автор: Гафиулина Эльмира Сабитовна   
11.04.2017 16:32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полное ФИО Гафиулиной Эльмиры Сабитовны

Должность воспитатель

Название мини-центра «Солнышко» при КГУ «Петровская средняя школа»

Севера Казахстанская область есильскй район село Петровка.

Дошкольный возраст — период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

 

Поэтому при обучении детей важно максимально использовать игровые приемы.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно-ролевой игры.

Игра является многообразной по своему содержанию, характеру, форме и явлением. Одна из первых классификаций игры принадлежит К. Гросу, который разделял игры на две группы:

  1. экспериментальные — сенсорные, моторные, интеллектуальные, эффективность ни игры, упражнения для формирования воли. По мнению К. Гросса, за основу эти игры имеют инстинкты, обеспечивающие функционирование организма как целостного образования и определяют содержание игр;
  2. специальные ( «игры специальных функций») — игры, во время которых развиваются необходимые для использования в различных сферах жизни (общественная, семейная) частные способности, их разделяют по инстинктам, которые у детей проявляются и совершенствуются [1].

Известный немецкий психолог Вильям Штерн классифицировал игры на индивидуальные (по замыслу ребенка) и социальные (общие с другими). При этом он ссылался на исходное положение своей теории конвергенции о необходимости развивать внутренние силы ребенка, его способностей и одновременно учитывать влияние среды, в которой он находится. На его взгляд, внешний фактор (социальное окружение) дает лишь материал для игры, выбор которой ребенок осуществляет инстинктивно.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже выделял:

  1. игры-упражнения (возникают в первые месяцы жизни ребенка);
  2. символические игры (самые распространенные игры детей от двух до четырех лет);
  3. игры по правилам (игры детей от семи до двенадцати лет) [2].

Более подробную классификацию игр предложила американская исследовательница Катрин Гарвей, разделив их на:

  1. игры с движениями и взаимодействием (отражают избыток энергии и эмоциональный настрой детей);
  2. игры с предметами (начинаются с манипуляции, далее — практика и тренировки до полного совершенствования);
  3. языковые игры (создание детьми рифмованных произведений, не имеют точного смыслового содержания, — песен, считалок, поговорок, шуток и т.д.);
  4. игры с социальным материалом ( «драматические» или «тематические»). Организуют их дети самостоятельно, развивают по собственному замыслу. Как правило, эти игры имеют персонажей двух типов: стереотипных (мама, врач и т.д.) и тем, что меняются;
  5. игры по правилам, заданным взрослыми;
  6. ритуальные игры (основанные на движениях, игровых предметах, языке) [3].

Взяв за основу классификации игр психологические принципы, русский педагог П. Лесгафт выделил семейные (имитационные) игры, в которых дети дошкольного возраста повторяют то, что видят в окружающей жизни, и школьные игры, которые имеют определенную форму, конкретную цель и правила.

Общую классификацию игр обогащает обоснование С. Русовой о народных играх как древнего средства воспитания и обучения детей, бесконечного источника духовных сил, патриотических чувств, формирование характера и мировоззрения дошкольников. Эти игры приобщают детей к народной мудрости, опыта поколений. До этого времени они не имеют научной классификации и используются для развития речи, ознакомление с природой, жизнью и трудом взрослых и т.д. Классификация С. Новоселовой, имея в своей основе организационно-функциональный источник игр, различает:

  1. самостоятельные игры (возникают по инициативе детей): игры-экспериментирования, сюжетные игры (сюжетно-отражательные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
  2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который использует их с образовательной и воспитательной целью: обучающие игры (дидактические сюжетно-дидактические, подвижные), развлекательные (игры развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);
  3. игры, имеющие своим источником исторические традиции этноса (народные). Могут возникать по инициативе взрослого, старших детей.

Современная педагогика чаще пользуется такой классификации игр:

  1. Творческие игры. К ним относятся режиссерские, сюжетно-ролевые (семейные, бытовые, общественные), строительно-конструкционные, игры на темы литературных произведений (драматизации, инсценировки).
  2. Игры по правилам. Эту группу образуют подвижные (большой, средней, малой подвижности; сюжетные, игры с предметами, с преобладанием основного движения; бега, прыжков, игры-эстафеты) и дидактические игры (словесные, с игрушками, настольно-печатные).

Отдельную группу составляют народные игры (забавы, подвижные, дидактические, обрядовые) [4].

Каждая классификация является весьма условной и не исчерпывает всего многообразия игр. Например, творческие игры тоже подчиняются определенным правилам, поскольку без правил невозможна любая совместная деятельность, а игры по правилам предусматривают элементы творчества. В творческой игре их устанавливают дети, в подвижных и дидактических играх — взрослые, преследуя как воспитательную, так и учебную цель. В творческих играх и в играх по правилам фигурируют цель, воображаемая ситуация, самостоятельность действий, активная работа воображения, творчество. Различаются эти две большие группы игр с направленностью творческой активности детей: творческие предусматривают реализацию замысла, развитие сюжета; игры по правилам — решение задач и выполнение правил.

Переход детей от одного вида игры к другому зависит как от возраста, так и от индивидуальных предпочтений. Избегая излишней регламентации, педагог должен способствовать развитию различных видов игровой деятельности дошкольников.

Психология обосновывает три основных вида деятельности — игровую, учебную, трудовую, которые характеризуются гармоничным взаимодополнением, взаимопроникновением и взаимосуществованием.

Учебно-воспитательная эффективность любой деятельности находится в прямой зависимости от уровня ее организации, учета возрастных особенностей детей, дозирования видов деятельности, разноплановость которой имеет важное значение в становлении личности ребенка. В деятельности складываются профессионально-личностные особенности человека. Формирование ее как субъекта деятельности начинается в игре, в этом заключается ее значение, поскольку в ней ребенок ищет не только удовольствие, но и серьезные знания. В активной игровой форме он глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Игра – это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности. Детская игра является формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Игра является долгосрочной школой реализации практически всех возможностей ребенка и во многом взрослого человека. В то же время игра – это выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Игра является традиционным средством народной педагогики. Люди издавна использовали игру как метод трансляции опыта старших поколений младшим [5].

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в советской психологии (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства (Ведущей является деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход ребёнка к новой высшей ступени его развития).

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте — говорил он, — игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде» [6].

Игра — наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Вся детская деятельность синкретична, т.е. в, известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря "воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое знание или умение, приобретенное ребенком, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта [7].

Среди многообразных игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно-ролевые игры, игру — труд, дидактические и подвижные игры, игры — забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, мы называем сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.

Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей, а могут носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового, сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Игра — труд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют нерасторжимое единство. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Игра-труд — это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.

Таким образом, игровые приемы — это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Приемы игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора.

Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе. Содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Литература:

  1. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. -392 с.
  2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение, 1992. -192с.
  3. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. – М.: 2000. — 263с.
  4. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974. -368 с.
  5. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. – Л., 1988.
  6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 1997. — 279 с.
  7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1982 – 96с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год