ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Математика детям | |||
Автор: Гафиулина Эльмира Сабитовна | |||
11.04.2017 16:32 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Полное ФИО Гафиулиной Эльмиры Сабитовны Должность воспитатель Название мини-центра «Солнышко» при КГУ «Петровская средняя школа» Севера Казахстанская область есильскй район село Петровка. Дошкольный возраст — период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Поэтому при обучении детей важно максимально использовать игровые приемы. Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно-ролевой игры. Игра является многообразной по своему содержанию, характеру, форме и явлением. Одна из первых классификаций игры принадлежит К. Гросу, который разделял игры на две группы:
Известный немецкий психолог Вильям Штерн классифицировал игры на индивидуальные (по замыслу ребенка) и социальные (общие с другими). При этом он ссылался на исходное положение своей теории конвергенции о необходимости развивать внутренние силы ребенка, его способностей и одновременно учитывать влияние среды, в которой он находится. На его взгляд, внешний фактор (социальное окружение) дает лишь материал для игры, выбор которой ребенок осуществляет инстинктивно. Швейцарский психолог Ж. Пиаже выделял:
Более подробную классификацию игр предложила американская исследовательница Катрин Гарвей, разделив их на:
Взяв за основу классификации игр психологические принципы, русский педагог П. Лесгафт выделил семейные (имитационные) игры, в которых дети дошкольного возраста повторяют то, что видят в окружающей жизни, и школьные игры, которые имеют определенную форму, конкретную цель и правила. Общую классификацию игр обогащает обоснование С. Русовой о народных играх как древнего средства воспитания и обучения детей, бесконечного источника духовных сил, патриотических чувств, формирование характера и мировоззрения дошкольников. Эти игры приобщают детей к народной мудрости, опыта поколений. До этого времени они не имеют научной классификации и используются для развития речи, ознакомление с природой, жизнью и трудом взрослых и т.д. Классификация С. Новоселовой, имея в своей основе организационно-функциональный источник игр, различает:
Современная педагогика чаще пользуется такой классификации игр:
Отдельную группу составляют народные игры (забавы, подвижные, дидактические, обрядовые) [4]. Каждая классификация является весьма условной и не исчерпывает всего многообразия игр. Например, творческие игры тоже подчиняются определенным правилам, поскольку без правил невозможна любая совместная деятельность, а игры по правилам предусматривают элементы творчества. В творческой игре их устанавливают дети, в подвижных и дидактических играх — взрослые, преследуя как воспитательную, так и учебную цель. В творческих играх и в играх по правилам фигурируют цель, воображаемая ситуация, самостоятельность действий, активная работа воображения, творчество. Различаются эти две большие группы игр с направленностью творческой активности детей: творческие предусматривают реализацию замысла, развитие сюжета; игры по правилам — решение задач и выполнение правил. Переход детей от одного вида игры к другому зависит как от возраста, так и от индивидуальных предпочтений. Избегая излишней регламентации, педагог должен способствовать развитию различных видов игровой деятельности дошкольников. Психология обосновывает три основных вида деятельности — игровую, учебную, трудовую, которые характеризуются гармоничным взаимодополнением, взаимопроникновением и взаимосуществованием. Учебно-воспитательная эффективность любой деятельности находится в прямой зависимости от уровня ее организации, учета возрастных особенностей детей, дозирования видов деятельности, разноплановость которой имеет важное значение в становлении личности ребенка. В деятельности складываются профессионально-личностные особенности человека. Формирование ее как субъекта деятельности начинается в игре, в этом заключается ее значение, поскольку в ней ребенок ищет не только удовольствие, но и серьезные знания. В активной игровой форме он глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Игра – это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности. Детская игра является формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Игра является долгосрочной школой реализации практически всех возможностей ребенка и во многом взрослого человека. В то же время игра – это выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Игра является традиционным средством народной педагогики. Люди издавна использовали игру как метод трансляции опыта старших поколений младшим [5]. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в советской психологии (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства (Ведущей является деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход ребёнка к новой высшей ступени его развития). Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте — говорил он, — игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде» [6]. Игра — наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Вся детская деятельность синкретична, т.е. в, известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря "воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое знание или умение, приобретенное ребенком, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта [7]. Среди многообразных игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно-ролевые игры, игру — труд, дидактические и подвижные игры, игры — забавы и развлечения, комплексные игровые праздники. Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, мы называем сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи. Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей, а могут носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового, сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Игра — труд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют нерасторжимое единство. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Игра-труд — это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием. Таким образом, игровые приемы — это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Приемы игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе. Содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Литература:
|